logo
Психология / Психология / Obschaya_psikhologia

Специфика волевого регулирования

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. См.:

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности[19].

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Речь

Речь – форма общения, опосредованная языком и сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей. Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Каждый язык имеет свой лексический состав (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов). Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в речи вводится в определенный контекст. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношен к тому, что мы говорим (эмоционально-выразительная сторона). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив). В процессе эволюции речь возникла первоначально как жестовая, затем при возникновении орудий деятельности произошел конфликт между основными функциями руки (общение и манипулирование орудием труда). Данная ситуация спровоцировала более интенсивное развитие артикуляционного аппарата и появление членораздельной речи.

Виды речи: 1.Внешняя (Устная (Монолог -- Диалог) Письменная; Кинетическая (жесты). 2. Эгоцентрическая (вслух и для себя) 3.Внутренняя (внутр проговаривание, собств-но внут речь, внутр программирование); - Аффективная (короткие восклицания) Формы внутренней речи: 1. Внутреннее проговаривание или речь про себя. Она сохраняет структуру внешней речи, но лишена фонации. Используется для решения мыслительных задач в затруднительных условиях. 2. Собственно внутренняя речь, когда она выступает как форма мышления. При этом используются специфические единицы: коды образов и схем, предметные значения. Эта речь свернута, автоматизирована, конспектна. 3. Внутреннее программирование – формирование и закрепление в специальных единицах речевого высказывания внутреннего замысла. 4. Внутренняя речь – различные виды использования речевых значений в не реальной коммуникации. Функции речи: Коммуникативная -контактная (организация взаимодействия между людьми);; воздействия или влияния; обобщения (любое слово уже обобщает являясь понятием); обозначения (в слове фиксируется значение предметов или явлений); контроля (контроль организации собственной деятельности); сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо); информационная (передача информации).

Самосознание личности

Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

В системе взаимосвязей человека с окружающими людьми и миром ему приходится выступать в разных качествах, разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего «Я». В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего «Я» на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего «Я» «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях...».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов «Я», сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего «Я», возникая из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я-концепция создает у человека ощущение своей самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную оценочную и поведенческую.

1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное т. е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное – представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

Иногда в «Я»-концепции выделяют «Я»-антастическое – то, каким субъект пожелал бы стать если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе – не всегда положительное явление так как очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.

В Я-концепцию включается также «Я»-зеркальное – собственные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Этот компонент «Я»-образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.