Памятник Нобелю в Петербурге Пропуск в вечность
о зато у нас в Петербурге есть памятник Нобелю на Петровской набережной. Правда этот памятник представляет собой скульптурную композицию «Взорванное дерево». Что-то антивоенное, близкое Нобелю, в этом, конечно, есть, но почему же было не поставить скульптуру самого Нобеля. Хотя, впрочем, всегда скромный, имеющий всего лишь один собственный портрет изобретатель, наверное, и в виде памятника чувствовал бы себя неуютно.
Его настоящим памятником можно назвать современную Швецию, а в известном смысле и весь Запад. В XX веке впервые в истории на земле образовались обширные оазисы, где люди стали жить не по-свински, то есть свободно, сыто, толерантно и при этом несколько застенчиво – помня, что остальному человечеству повезло меньше. К концу столетия прагматичный идеализм, который был так свойственен Нобелю, кое-где стал считаться хорошим тоном, как высшее проявление христианской этики. Зона прагматичного идеализма постепенно расширяется и не последнюю роль в этом играет институт Нобелевской премии. «Король динамита» инвестировал свои средства наиболее эффективным и впечатляющим образом.
Век Нобеля начался, когда земная его жизнь кончилась. Произошло это уже больше ста лет тому назад.
Смерти Нобель боялся, но поджидал ее давно и приготовился к ней самым тщательным образом. К тому же, в отличие от других умирающих, ему было чем утешится – он знал, что будет жить на земле и после смерти, что его настоящая жизнь только теперь и начинается. Не правда ли кажется, что я говорю как будто о глубоко религиозном человеке? Но нет. Для Нобеля пропуском в вечность был листок бумаги, исписанный мелким аккуратным почерком. Назывался листок «Завещание» и был надлежащим образом зарегистрирован у парижского нотариуса еще год назад в присутствии четырех свидетелей, обещавших хранить тайну. Многим современникам текст этого завещания показался безумным по содержанию, но по юридической форме был абсолютно безупречен, и оспорить его в судебном порядке не удалось, хотя попытки и предпринимались.