logo
А. Солженицын как утопист

В) Наука и техника

Об образовании напротив, взгляды Солженицына белее четкие и приемлемые.

Солженицын сам был школьным преподавателем много лет. И, когда ездил, я всюду бывал в школах, деревенских, городских. Считает, что об образовании так просто и легко нельзя рассуждать. Необходимо учить ребенка тому, что он хочет... Ребенок не знает, но и не каждый взрослый знает, что при безумном росте технического прогресса, редко кому из нынешней молодежи придется прожить всю жизнь на одной специальности. А потому что техника так меняется, что специальности увядают. Прыжок, прыжок, прыжок - и этот процесс все ускоряется. Тот, кому придется менять специальность, будет горько плакать, если у него не будет широких и обширных знаний. Общая эрудиция поможет ему сориентироваться и принять правильное решение, поможет переквалифицироваться лучше. "Я очень занят образованием и считаю, что образование у нас ужасно. Но для того, чтобы поднять среднее, надо поднять педагогическое. Для того, чтобы поднять педагогическое, надо поднять еще тех, кто учебники пишет."

Хотя, опять же, по его мнению, с какой стороны начинать неизвестно. Надо все сразу делать, все сразу чинить - вот в чем жуть, вот, что ужасно в России. Я закончу словами Томаса Карлейля. Он сказал: "Начинай, только этим ты сделаешь невозможное возможным". Вот так и предстоит нам и с самоуправлением, и с тем, чтоб встать на ноги, и с тем, чтобы всюду и везде малые группки людей начинали любое полезное мероприятие и проводили его смело в жизнь, сталкиваясь и не боясь столкнуться с враждебным отношением или с подавлением. ...Не боясь, ибо, вспомню еще одни слова, Тацита: "Говорить опасно, а молчать бедственно".

И опять мы приходим, правда, не к конкретике, а к цитированию, которое, очевидно, не ближе всего к практике.