А. Солженицын как утопист

реферат

Заключение

солженицын утопический политический культура

Итак, мы рассмотрели действительный мир, о котором говорит Солженицын и его желаемое мироустройство. Они отличаются. Но стоит, прежде отметить, что мир реален. Его писатель описывает четко, тонко воспринимает. Другой же мир, воображаемый. От него мы можем уловить и воспринять лишь некоторые черты.

Вернемся к понятию утопии. Утопия - это описание или изображение идеального общества, альтернативного своим совершенством существующему (и когда-либо существовавшему). Принципы и нормы человеческого общежития, организация труда и досуга, социально-политическое устройство и т.д. - все это в утопии лучше, гармоничнее, привлекательнее, нежели в том обществе, в котором живет ее автор. Утопическое общество свободно от нужды и эксплуатации, насилия и войн, лжи и обмана.

Думаю, что не ошибусь, что фактически любой человек, думающий о развитии страны и мира, задумывается об утопии. Мир Солженицына утопичен, от того, что идеален. И даже он сам автор этого мира не дает нам его четких очертаний.

Мне кажется ошибкой то, что многие смотрят на Солженицына, как на какого-то пророка, который точно знает где, как и что.

Солженицын своей жизнью больше напоминает именно писателя-классика. Такого Льва Николаевича, который больше наблюдает жизнь, изучает ее процессы, может уединиться, но при том не является практиком настоящего. И достаточно обще говорит о будущем, которое размыто не совпадением реальности и его собственных мыслей.

Не зря Солженицын цитирует знаменитое выражение Достоевского "Красота спасет мир". И говорит, о том, что ему долго казалось, что это -- просто фраза. Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала -- да, но кого спасла? И находит ответ, что, однако есть такая особенность в сути красоты, в ее правдивости.

В пример он ставит литературные произведения, как наиболее ему близкие. Что особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи: и что скрыто, и что искажено -- увидится не сразу. А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, -- и всё опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. Оттого доверие к ним есть -- и доверия нет. Попусту твердится, что к сердцу не ложится. - Приводится еще один аргумент, как русская пословица. Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, -- и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.

Так может быть это старое триединство Истины, Добра и Красоты -- не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, -- то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трёх? И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: "Мир спасёт красота"? Ведь ему дано было многое видеть, озаряло его удивительно.

Солженицын, мне кажется, сам интуитивно подходит к вопросу красоты от того, что не может ни в своих произведениях найти точные основы добра и зла, которыми руководствуется общество в своем развитии. Он понимает, что это современное общество больно, но не понимает, что может излечить его, если каждый человек не начнет сам бороться с недугами. В то же время понимая, что единовременно это произойти повсеместно не может. Видимо здесь и кроется утопичность взглядов Солженицына - человека, который прожил очень многоликую жизнь и поделился ею с обществом.

Список литературы

1. Александр Архангельский. Один в поле воин. 80 лет Александру Солженицыну. -- "Известия", 1998, № 233, 11 декабря.

2. М. Новиков "Проблеме Солженицына -- 80 лет" " Коммерсант-Daily", 1998, № 232.

3. Обустройство России 13 лет спустя // День. №38 (0634) / 18 сентября 2003 г.

4. Кремлевский самосуд: Секретные материалы политбюро о писателе А. Солженицыне. М., 1994.

5. Мешков Ю.А. Александр Солженицын. Личность, Творчество. Время. Екатеринбург, 1993.

6. Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию Специальный выпуск. Брошюра к газете "Комсомольская правда" от 18 сентября 1990 г.

7. Солженицын А. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика. (Серия "Зеркало - ХХ век") - Екатеринбург. Изд-во "У-Фактория", 1999. - 752 с., с 60.

8. Солженицын А. И. Нобелевская лекция; Рассказы; Крохотки; Раковый корпус. М., 2004.

9. Тверской Солженицынский сборник: К 80-летию А.И. Солженицына/ Твер. гос. ун-т; Под науч. ред. В.А. Юдина, В.В. Кузьмина Тверь: Тверской государственный университет, 1998.

Делись добром ;)