logo
А. Солженицын как утопист

Введение

Не так давно закончился 20 - ый век. Многие ученые, политики, писатели с удовольствием обсуждали прошедший век. Каким он был для России. Вообще, сейчас именно этот век, его история пользуется наибольшей популярностью, как у историков, так и у людей увлекающихся историей. Почему? Возможно, страна, или все человечество стоит перед очередной глобальной проблемой, новыми преобразованиями. Ищет ответы в истории 20 века.

В любом случае общество сегодня сильно политизировано. Общество в России ищет новые пути для продолжения развития.

Была советская власть, была перестройка, были больные 90 - е годы, была стабилизация. Что будет дальше неизвестно, очевидно никому. Но, возможно, глядя на жизнь людей, опыт, которых прошел через все столетие можно сделать определенные выводы.

Можно по-разному относиться к Солженицыну. Можно не любить его, восторгаться, не верить или верить тому, что он говорит и пишет. Но однозначно, что не относиться к этому никак - невозможно.

Ведь он в своих произведениях, статьях затрагивает те социальные, нравственные проблемы, которые касаются каждого.

Это опыт человека, который многое видел, и о многом может рассказать.

Какие же темы он затрагивает в своих произведениях, о чем он писал?

Естественно, в силу своего жизненного пути, многие его произведения пересекаются с утопичностью советского строя. Одна из тем здесь - это сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему. - Вот сквозная тема многих произведений писателя. Такие рассказы, как "Один день Ивана Денисовича" (1962), "Матренин двор" (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале "Новый мир"), повестей "В круге первом", "Раковый корпус" (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-1953), ссылку (1953-1956). "Архипелаг ГУЛАГ" (1973; в СССР распространялся нелегально), -- "опыт художественного исследования" государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в том числе и на Западе. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 века, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном "Красном колесе" (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи", "Письме вождям Советского Союза" (все -- 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 -- в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. -- новейшей ("Как нам обустроить Россию", 1990; "Русский вопрос" к концу 20 века", 1994; "Россия в обвале", 1998). Автобиографическая книга "Бодался теленок с дубом" (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 -- начала 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР.

Солженицына характеризовали, как детонатор перестройки и разрушения СССР. Но все равно он остается близким современной России. Вот как А. Солженицын пятнадцать лет назад точно охарактеризовал теперешнее состояние России: "Разоряя себя для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили свои богатые леса, выграбили свои несравненные недра". Кто-то соглашается с этим - кто-то нет, но переходный период от социализма к демократической стране многие воспринимают именно таким образом.