logo search
"Слово о полку Игореве": проблемы жанра, композиции и стиля

3. Стиль «Слова о полку Игореве»

Факты, составляющие основу повествования, освещены эмоциональным, лирическим восприятием автора.

Автором «Слова…» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «ВещийБоян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий - «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова». Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной и народной поэзии. Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал». Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми существами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами - серый волк, чистое поле, черный ворон - встречаются и метафорические: железные полки, золотое слово и т.д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.

В языке «Слова…» встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтическая традиция. Эти художественные приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.

В «Слове…» широко используется и военная терминология (такой стиль встречается в летописях, он характерен для жанра воинских повестей): «вступить в стремень» - выступить в поход, «копье преломити» - одержать победу. При помощи военной терминологии дается оценка нравственных качеств героев: Игорь «стянул ум крепостью своею и построил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа». Воины Всеволода, куряне «под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

С ораторским искусством связаны такие приемы, как обращение «братие», риторические вопросы, повторы - все это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях.

С традициями устного творчества связано употребление в «Слове…» таких фольклорных эпитетов, как «борзые кони», «чистое небо», «мечи булатные». В нем используется и весенняя символика: князья - «солнце», Ярославна плачет на городской стене одинокой «кукушкой». Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида - Дева Обида, Корна (скорбь) и Жля (печаль) поскакали по Русской земле. С песенной народной традицией связаны сравнения: «кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные».

В традициях народных символов описан сон Святослава, где жемчуг - символ слез, черная пополома (покрывало) - символ похорон. Ярославна, следуя древним народным верованиям, обращается за помощью к народным силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Её «плач» - форма народного причитания.

Многие метафоры «Слова…» связаны с древнейшим занятием русичей - земледелием. Посев - «черная земля под копытами костьми была посеяна, а кровию полита, печально взошли они по Русской земле». Молотьба - «на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными (мечами), на ток жизнь кладут, веют душу от тела». Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.

Автор «Слова…» не только использует традиционные книжные и фольклорные мотивы, но и переосмысливает, углубляет их. Например, сравнивая стрелы с дождем, он указывает, что грозовые тучи, откуда они идут, с моря (а именно от Черного моря идут половцы). Автор создает яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками: «зеленое дерево», «черные тучи», «серебряные струи», «синее море», «кони ржут», «лисицы лают на красные щиты», «трубы трубят», «скрипят телеги».

С помощью аллитерации передается, например, стремительный бег конницы: «Спозаранок в пятницу растоптали (они) поганые полки половецкие». В «Слове…» ощущается общая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаются рефрены (повторы), которые роднят с его песней. Например, рефрен «О Русская земля, ты уже за холмом!» сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.

Но главное, что делает «Слово о полку Игореве» поэтическим произведением, - это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.