logo
"Слово о полку Игореве": проблемы жанра, композиции и стиля

2. Композиция «Слова о полку Игореве»

В основе сюжета «Слова...» лежит история неудачного похода на половцев весной 1185 г. четырех русских князей во главе с князем Новгорода-Северского Игорем Святославичем. Однако «Слово...» - не повествование об этом походе, а публицистический и одновременно глубоко лирический отклик на него как на событие, дающее повод для рассуждений о трагических последствиях политической разобщенности русских князей, их междоусобиц. Сам поход Игоря с его печальными результатами предстает в изображении автора «Слова...» - как одно из проявлений этой разобщенности, вина за которую (а, следовательно, в какой-то мере и за поход Игоря) лежит на всех русских князьях. Политический идеал автора «Слова...» - сильная и авторитетная власть киевского князя, которая скрепила бы единство Руси, обуздала произвол мелких князей. Не случайно великого князя Святослава автор «Слова...» изображает, идеализируя, как мудрого, грозного правителя и посвящает ему центральную часть произведения. "Злато слово" Святослава не случайно сливается с обращением автора «Слова...» к русским князьям, содержащим призыв к единству и совместной обороне Русской земли. Тем самым автор «Слова...» как бы вкладывает этот призыв в уста киевского князя Святослава, изображая его объединителем всех русских князей, координатором их совместных военных действий против врагов.

Центральная идея «Слова…»: призыв к единению русских князей.

2.1 Построение «Слова…»

Вступление. Автор определяет себе задачу - рассказать о реальных недавних и трагических событиях, а не забавлять слушателей красивыми песнями и былинами, подобно легендарному сказителю Бояну. Он ценит правдивость выше красивого слога. Здесь же дается лаконичная и выразительная характеристика князя Игоря. Центральная часть «Слова…». Выступление русских войск в поход. Затмение солнца. Символические картины природы. Первое столкновение с половцами. Победа. Вновь тема грозных предзнаменований.

Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора связи с этим поражением и его последствиями для всей Русской земли.

Вещий сон киевского князя Святослава о поражении князя Игоря и его брата Всеволода (Киев в «Слове…» - символ единства русских земель). «Золотое слово» Святослава - упрек князьям в отсутствии единства. Святослав скорбит о печалях земли Русской, о беде, которая настигла братьев, но он и надеется на объединение русских князей, чтобы победить врага. Автор «Слова…» продолжает эту мысль, обращаясь к наиболее влиятельным русским князьям, призывает прекратить междоусобицы, защитить Русскую землю. Плач Ярославны. В нем - вся душа Русской земли, её боль и вера, скорбь всех жен и матерей. Ярославна обращается к силам природы, она упрекает ветер, Днепр и солнце, но одновременно надеется на справедливость природы. Глубоким лиризмом проникнуты её слова. В плаче Ярославны сильны мотивы устного народного творчества.

Далее автор рассказывает об удачном побеге Игоря из плена.

Эпилог. Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя Игоря в Киев - признание своей вины перед всей Русской землей.

2.2 Система образов «Слова…»

жанровый слово полк образ

В «Слове» нет одного главного героя. Каждая часть имеет своего главного героя. Это Игорь, Святослав, Ярославна. Помимо главных героев есть и второстепенные, например, образы князей прошлого в исторических отступлениях. Каждое историческое лицо в «Слове» изображено по-своему. Игорь изображён так, как часто изображались князья-герои воинских повестей. Это воин и мужественный и храбрый человек. Его желание славы очень сильно и порой затмевает разум. Его неразумность заставляет автора почти не показывать его в бою, ведь никакой героизм не может оправдать князя, не думающего о судьбе родной земли. Автор рисует образ Игоря с помощью метафор, сравнений, характеристик другими героями произведения. Игорь для автора - это пример ошибочной княжеской политики, а похвала ему приведена только потому, что он приехал к Святославу, т.е. осознал необходимость единства. Святослава автор изображает как идеального героя. Он противопоставлен Игорю и Всеволоду. Его образ-образ могущественного князя-военачальника, победившего половцев благодаря единству. Его характеризует также его речь: мудрые, рассудительные высказывания, даже пророческие. Именно он произносит знаменитое «золотое слово» и видит пророческий сон о гибели войска Игоря.

Всеволод Святославич, младше своего брата Игоря, но в нём также имеется черта брата-героизм воина. Это единственный человек, показанный автором в бою, причём его действия схожи с богатырскими. Он показан в бою как былинный богатырь, его описание насыщено гиперболами, показана его самозабвенность, с которой он рубит противника. В нём воплощены лучшие черты воина. Остальные второстепенные герои показаны очень обобщённо. Но помимо реально существующих лиц, участвующих в бою, в «Слове» есть образы князей прошлого, о которых говорится в моменты исторических отступлений.

Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении её единства и могущества.

Автор «Слова…» уподобляет князей «солнцу», «свету», «соколам», а врагов-половцев - «тьме», «тучам», «черным воронам». «Тьма свет покрыла», когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор «Слова…» и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, которое хотел предпринять киевский князь Святослав. Игорь и Всеволод сказали: «прошлую славу похитим, будущую между собой поделим». В результате - поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, «тоска разлилась по Русской земле». Поражение на Каяле «открыло ворота половцам» на Русь.

Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего «ладу». Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Её скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей. Её образ- это обобщение, именно для этого выбран такой жанр для её характеристики: чисто народный. Ярославна изображена как некий символ мирных русских людей, в отличие от исторически описанных князей. Сила её любви, которая помогает Игорю бежать из плена, -сила всех русских женщин.

Образ Русской земли - центральный в «Слове…». Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с настоящими. В круг повествования автора введены огромные географические пространства: половецкая степь, Дон, Черное и Азовское моря, Волга, Рось, Днепр, Дунай, Западная Двина; города Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль и др. К происходящим на русской земле событиям прислушиваются окружающие её народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. В ход русской истории втянуты литва, финны, половцы. Огромность Русской земли подчеркивается в «Слове…» одновременностью действия в разных частях страны: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «девицы поют на Дунае, вьются (из голоса) через море до Киева». Ощущение бескрайних просторов передает и пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в тоже время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Автор «Слова…» хорошо знает природу степи, её флору и фауну. Но реальные образы животного мира, явления природы приобретают в «Слове…» символический художественный смысл. Прием олицетворения сил природы указывает на связь с устным народным творчеством.

Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце… тьмою путь заслоняет…» князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: «Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом.

Охватывая все пространство Русской земли, автор, тем не менее, наблюдателен и точен в деталях. Он рассказывает о подробностях походной жизни, приемах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «Слова…» становится вся Русская земля. Княжеские крамолы и распри допустили «поганых со всех стран ходить с победами на землю Русскую». И вот все князья призываются в «Слове…» к единению и общей защите Русской земли от половецкой опасности.

Образ автора «Слова…». Авторские отступления - выражение авторского отношения к событиям и размышление над случившимся. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, входящих в состав Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то другого места - мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени и подняться до общерусской точки зрения. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земли в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княжеская власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова основная идея Автора.