ВВЕДЕНИЕ
Проблема историко-литературных отношений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова - одна из наиболее существенных в лермонтоведении. Она может рассматриваться в контексте литературной преемственности, а также с точки зрения сходства и различия поэтических индивидуальностей, или, в более широком смысле, как проблема соотношения двух эпох русской литературы.
Об историко-литературных отношениях М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (далее по тексту работы - Лермонтов и Пушкин без инициалов) размышляли такие критики и литературоведы, как В.Г. Белинский, П.А. Висковатов, В.А. Гроссман, Д.Д. Благой, В.А. Архипов, В.А. Мануйлов и другие. В этой области самыми состоятельными и на сегодняшний день признаны исследования Е.Н. Михайловой «Проза Лермонтова» [33], В.А. Архипова «М.Ю. Лермонтов» [1], И.Л. Андроникова «Лермонтов. Исследования и находки» [3], П.А. Висковатова «Михаил Юрьевич Лермонтов: жизнь и творчество» [9], Г.П. Макогоненко «Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы» [29].
Одним из первых, кто выдвинул проблему «Лермонтов и Пушкин» и рассматривал ее с позиций преемственного развития литературы, был В.Г. Белинский. Критик в 1840 году убедительно доказывал особый характер связи творчества Лермонтова с пушкинским. О молодом поэте он писал как о преемнике Пушкина, высказывал мысль о том, что после Пушкина ни у кого из русских поэтов не было такого сильного и яркого стиха, как у Лермонтова, и этой силой и яркостью последний обязан предшественнику. Сохранилось свидетельство, что, критик, прочтя стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», сказал: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина». [6, Т.2;108]
Но все-таки Белинский считал, что у Лермонтова свое содержание поэзии. Кроме того, если в первый, ученический, период творчества Лермонтову были особенно близки южные поэмы Пушкина, -- то в период полной зрелости на первое место выдвигается для него «Евгений Онегин». Именно к этому времени относится и замечательное свидетельство критика об отношении Лермонтова к Пушкину, высказанное Белинским после посещения автора «Смерти поэта» в арестном доме в феврале 1840 г.: «Перед Пушкиным он благоговеет и больше всего любит «Онегина» (письмо к Боткину от 16 апреля 1840 г.). [6; 30]
В 1840-1843 годах, в результате полемики В.Г. Белинского и В. Боткина, одного из главных идеологов кружка А.В. Станкевича, возникло противоречие в решении проблемы «Лермонтов и Пушкин». Суждение Боткина о Лермонтове наиболее полно выражено в письме от 22 марта 1842 к Белинскому. Боткин считал, что пафос поэзии Лермонтова - «с небом гордая вражда» и конкретизирует этот пафос так: «отрицание пребывающего общественного устройства». [6] Именно в отрицании всяческой патриархальности, авторитета, предания, существующих общественных условий и связей В. Боткин видел важнейшую черту, отличающую Лермонтова от Пушкина и сближающую его с Дж. Байроном. Следовательно, критик отрицал преемственность творчества двух поэтов и настаивал на следующей логике: главное влияние на Лермонтова оказал Байрон.
В.Г. Белинский в 1843-м году пересмотрел прежнюю точку зрения и высказал новую, даже противоположную своим прежним оценкам, мысль о характере отношения Лермонтова к Пушкину. Критик отчасти согласился с Боткиным, принял его определения в ряде статей и, прежде всего, в статье «Библиографические и журнальные известия» (1843 г.) противопоставлял двух поэтов.
Однако, характер данного противопоставления и его мотивация иные. Сравнивая Лермонтова с Пушкиным, он говорил о Лермонтове как о поэте совсем другой эпохи, заявлял, что его поэзия является новым звеном в «цепи исторического развития общества» [25; 56], при этом имелось в виду - русское общество в его социально-психических, эстетических, этических свойствах.
На убеждения критиков последующего этапа влияло и мнение А.И. Герцена. По его словам, «пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова». [31; 80]. В один день стихотворение «Смерть Поэта» сделало Лермонтова знаменитым. Разнообразные чувства, отраженные в этом произведении, волновали душу Лермонтова: любовь к Пушкину, восхищение его гениальным даром, глубокая скорбь о его гибели и ненависть к подлым убийцам. Пушкин для него -- это гений. Это подтверждают строки из стихотворения «Смерть поэта»: «...угас, как светоч, дивный гений...» [21].
Таким образом, В.Г. Белинский и А.И. Герцен считали Лермонтова не столько преемником Пушкина, то есть художником слова, идущим по тем же дорогам в искусстве, сколько поэтом, заместившим солнце русской поэзии в новую эпоху, благодаря своей силе дарования, яркости и индивидуальности. Однако, большинство филологов и литераторов по-прежнему отталкивалось от мысли, что Лермонтов - ученик Пушкина в литературе.
Вот почему в периодической печати уже второй половины 19 века появились работы о заимствованиях Лермонтова. А в начале нового столетия Б.В. Нейман издал книгу «Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова» (1914 г.), сыгравшую огромную роль в изучении творчества Лермонтова и в разработке темы «Лермонтов и Пушкин». Учёный, в частности, прокомментировал и ряд отсылок к пушкинским произведениям в лермонтовском романе «Герой нашего времени», определив их общее значение так: «Пушкинское влияние в романе «Герой нашего времени» для многих уже было очевидным и уже не раз было отмечено. Возможно, что и сам Лермонтов это влияние чувствовал: в данном случае характерны цитаты из Пушкина». [31; 111]
Теория преемственности, подразумевающая прямые заимствования, перенимание опыта, усвоение приемов, тем, а также преломление традиции в индивидуальном творческом ключе, находит свое подтверждение также и на формальном, языковом уровне: Лермонтов в своей поэзии использует пушкинские метафоры, образы, а также технические приемы. Наличие знаменитой «онегинской строфы» в творчестве Лермонтова отмечал М. Пейсахович в работе «Строфика Лермонтова» [40; 439] Автор говорит об использовании Лермонтовым онегинской строфы в поэме «Тамбовская казначейша», «Моряк», стихотворении «Что толку жить!.. Без приключений...» (1832)
В 20 веке противоположный подход в литературоведении основывается на представлении о различии творческих методов Лермонтова и Пушкина. В 1941 году вышла книга Л.Я. Гинзбург «Творческий путь Лермонтова». Автор впервые после Белинского стала рассматривать отношение Лермонтова к своим предшественникам исторически. В работе предметом анализа становятся такие категории стиля Лермонтова, как психологизм, лирический герой. [31; 34] При этом утверждается, что Лермонтов был и наследником, и учеником Пушкина, к тому же, «работающим в новых условиях». [31; 36]
Д.Д. Благой также в 1941 году высказывает мысль о том, что между поэтами существует тесная преемственная связь, но Лермонтову присуща своя индивидуальность, свой дар.
В.А. Архипов в книге 1965 г. «М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания в действиях» писал о том, что Лермонтов одним из первых пошел вслед за Пушкиным к реализму. Но для русской литературы необходимо было освоение реалистических достижений пушкинского стихотворного романа в жанре романа прозаического. Это и сделал Лермонтов, кроме того, «при почти полном совпадении Лермонтова и Пушкина в деталях, Лермонтов как целое совершенно неузнаваем в Пушкине!» [1; 73]
В 1967 году А.В. Федоров в книге «Лермонтов и литература его времени» высказывает мысль о полной противоположности творчества Лермонтова и Пушкина, настойчиво говоря о них как о поэтах разных эпох и утверждая, что в лице двух поэтов представлены не только разные поколения, но и разные этапы в развитии русской общественной мысли. [49; 96-98]
Опорной для нашей работы является следующая мысль: воздействие Пушкина сказывалось на формировании художественных, философских, общественных взглядов Лермонтова; но в процессе творческой эволюции поэта оно меняло свой характер и качество. Безусловно, Пушкин сыграл большую роль в становлении раннего лермонтовского романтизма, а затем и в овладении реализмом, объективной манерой повествования. Однако, усиливавшееся в середине 30-х годов воздействие творчества Пушкина на Лермонтова вместе с тем обозначило и подчеркнуло черты самобытности Лермонтова, не подражавшего Пушкину, а соизмерявшего себя с ним.
Следовательно, соизмеряя себя с Пушкиным, учился у гения, но оспаривал, и опровергал его, хотя внешне Лермонтов на этом споре не настаивал, не утверждал себя соперником Пушкина (см. раздел работы 1.1). Пушкинские традиции преломлялись в творчестве Лермонтова ещё и потому, что взгляды последнего формировались в условиях разочарования в результатах революции в Европе. Такое общественное умонастроение, такой дух мог быть выражен лишь поэтом иного психического склада, иной, чем Пушкин, личностью.
Анализируя характер воздействия одного поэта на другого, рассматривая период становления Лермонтова как художника слова, воспринимающего Пушкина в качестве учителя, проводя сопоставление «Евгения Онегина» с несколькими произведениями Лермонтова, в том числе, с «Героем нашего времени», мы выявим, как творчество Пушкина именно по линии данного стихотворного романа повлияло на творческую судьбу Лермонтова.
В связи с изучением вопроса о влиянии на Лермонтова конкретного произведения Пушкина опорными для нас стали исследования: Г.П. Макогоненко «Лермонтов и Пушкин: проблема преемственного развития литературы» [29], А.В. Федорова «Лермонтов и литература его времени» [48], В.А. Мануйлова «Лермонтов в воспоминаниях современников» [31], В. Глухова «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» [13], Е.Е. Соллертинского «Русский реалистический роман первой половины 19 века» [43], а также материалы «Лермонтовской энциклопедии» [24], изданной в 1981 году и другие.
Актуальность нашей работы заключается в том, что именно влияние романа Пушкина «Евгений Онегин» на творчество Лермонтова и сегодня является недостаточно изученным. Противоречивость источников, различия в подходах к пониманию преемственности все еще затрудняет исследование этой проблемы. К тому же, многие современные исследования основаны на официально разрешённых трудах 19-начала 20 веков, а первых лермонтоведов, как известно, больше интересовала биография поэта, «байронизм» в его поэзии или слишком общие вопросы поэтики и стиля. Только в конце 20 века литературоведы занялись проблемой «Лермонтов-Пушкин» и более основательно и стали изучать влияние его романа «Евгений Онегин» на творчество Лермонтова. Однако, на наш взгляд, этих работ недостаточно для выявления проблемы «Лермонтов-Пушкин». Современное литературоведение также недостаточно уделяет внимание этой проблеме.
Практическое значение данного исследования обусловлено необходимостью найти новые методические решения для установления историко-литературных связей двух поэтов на уроках литературы в старших классах.
Цель работы: выявить роль романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в творческой судьбе М.Ю. Лермонтова, результаты влияния его идейно-художественных особенностей на произведения Лермонтова.
Данная цель включает в себя необходимость решения следующих задач:
1. определить пушкинские произведения, оказавшие влияние на Лермонтова до создания «Героя нашего времени», и установить характер данного влияния;
2. установить, опираясь на исследования предшественников, произведения Лермонтова, на идейно-художественные особенности которых повлиял именно «Евгений Онегин» Пушкина;
3. выявить особенности воздействия этого романа на художественное сознание Лермонтова как создателя таких произведений;
4. сопоставить романы «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» по следующим параметрам структуры: наличие аллюзий и реминисценций в тексте лермонтовского романа, композиция, образы центральных героев;
5. определить место изучения романов Лермонтова и Пушкина на уроках литературы и разработать уроки, которые будут учитывать возможность сопоставления лирических произведений двух поэтов, сравнивания романов по отдельным параметрам и способствовать пониманию свойств творческой индивидуальности Лермонтова и причин изменения характера литературных произведений.
Методы исследования:
1. элементы структурного метода;
2. сравнительно-исторический;
3. изучение научной и методической литературы;
4. опытно-практическая работа.
Приемы исследования:
1. сравнительный анализ научной и методической литературы;
2. сравнительный анализ двух романов на основе аллюзий, цитат, на уровне композиции и субъектной организации.
В связи с изучением данной темы, мы считаем необходимым обозначить некоторые термины, использованные в работе.
Творческая судьба - судьба писателя в его творческом процессе. Одним из факторов, определяющих творческую судьбу, является влияние другого художника слова, усвоение открытых этим художником способов и приемов изображения действительности, а также тематических и содержательных компонентов отдельного произведения.
Аллюмзия - (от лат. allusio - шутка, намек) - намек на реальный факт, событие, лицо в художественном тексте. Например: «...Там (на брегах Невы) некогда гулял и я, Но вреден север для меня». (Имеется в виду высылка автора романа «Евгений Онегин» из Петербурга на юг.) [5]
Реминисценция - термин, обозначающий присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим литературным фактам: отдельным произведениям или их группам, напоминания о них.
Реминисценция - (от позднелатинского reminiscentia - воспоминание) - в литературном произведении неявная образная перекличка с другим произведением. Например: «Дешевое великодушие всегда легко, и даже отдать жизнь - и это дешево, потому что тут только кровь кипит и сил избыток, красоты страстно хочется!» (Ф.М. Достоевский). Слова тут только кровь кипит и сил избыток являются скрытой (отсутствуют ссылка на источник и кавычки) неточной (в оригинале «...То кровь кипит, то сил избыток!») цитатой из М. Лермонтова, то есть реминисценцией. [5]
В соответствии с целями и задачами работа построена следующим образом: во введении рассматривается степень изученности проблемы, определяется актуальность темы, ставятся цели и задачи исследования. В первой главе рассматриваются основы творческой взаимосвязи Пушкина и Лермонтова, исследуется влияние на творчество Лермонтова пушкинской поэзии, а также оценка пушкинской поэзии Лермонтовым. Вторая глава посвящена непосредственному влиянию романа в стихах «Евгений Онегин» на творчество Лермонтова. Во ней мы сопоставили романы «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» по следующим параметрам структуры: наличие аллюзий и реминисценций в тексте лермонтовского романа, композиции романов, образы центральных героев, сопоставили жанровую характеристику произведений и сделали выводы о том, что перенес Лермонтов из пушкинского романа в свой.
Методическая часть работы включает в себя разработку урока в школе и систему заданий, отражающих тему «Лермонтов - Пушкин».
В заключении подведены итоги работы, сделаны выводы и обозначены перспективы дальнейших исследований. В списке литературы приводятся источники, использованные при подготовке выпускной квалификационной работы.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ: ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ
- 1.1 Лермонтов о Пушкине: комментарии к высказываниям одного поэта о другом
- 1.2 Творческое развитие Лермонтова-поэта в контексте влияния Пушкина: заимствования, реминисценции, аллюзии, параллели и антитезы.
- Глава 2. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ПУШКИНА: ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ РОМАНА НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ЛЕРМОНТОВА