logo
"Евгений Онегин" А.С. Пушкина в творческой судьбе М.Ю. Лермонтова

Глава 2. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ПУШКИНА: ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ РОМАНА НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ЛЕРМОНТОВА

2.1 «Онегинская строфа» и её влияние на стихотворные произведения Лермонтова

Пускай слыву я старовером,

Мне всё равно - я даже рад:

Пишу Онегина размером

Пою, друзья, на старый лад;

Унижусь до смиренной прозы.

Прошу послушать эту сказку!

Ее нежданную развязку

Одобрите, быть может, вы

Склоненьем легким головы.

(«Тамбовская казначейша») [40]

Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.

(«Евгений Онегин») [21]

Важность этого поэтического признания в том, что оно полемично. Стихи обращены ко всем тем, кто объявлял Пушкина устаревшим поэтом, кто утверждал, что слава его в прошлом, например, Белинский. «Писать Онегина размером» означало для Лермонтова «смотреть на изображаемую действительность не с холодным и отстраненным вниманием, а сквозь призму просветленного пушкинского чувства». [35; 109]

Лермонтов решительно заявлял, что он в поэме следует за Пушкиным, пишет его стихом, предлагает послушать свою сказку. Кроме того, «Тамбовская казначейша» апеллирует к анекдоту из жизни картежников в духе «Пиковой дамы». Оттого она содержит эпиграф: «Играй, да не отыгрывайся».

Эпиграф, по нашему мнению, обнаруживает некую литературную позицию Лермонтова: автор играет пушкинскими сюжетами, оборотами речи, строфой, но не отыгрывается на нем, не пародирует. Попытаемся это доказать. Л.Я. Гинзбург справедливо выводит «Тамбовскую казначейшу» за жанровые границы «Онегина», несмотря на онегинские строфы поэмы, и сближает ее больше с «Графом Нулиным». Но если сопоставить сюжеты произведений двух авторов, то нельзя не отметить принципиального различия.

Событие, которое пересказывает Пушкин, является бытовым шаблоном: «супругу верная жена» дает пощечину разгулявшемуся столичному хлыщу, но встречается с 23-летним соседом -- это, в самом деле, «совсем не диво». [40] Событие лермонтовской поэмы, напротив, оказывается из ряда вон выходящим: муж проигрывает жену в карты заезжему поручику, а та бросает ему в лицо обручальное кольцо. И при этом автор искренне полагает, что эта история покажется скучной нынешнему читателю:

Признайтесь, вы меня бранили?

Вы ждали действия? страстей?

Повсюду нынче ищут драмы,

Все просят крови -- даже дамы…

(Там же) [21]

Именно ориентир на «Евгения Онегина» усилил отличия «Тамбовской казначейши» от «Графа Нулина». «Граф Нулин» - шуточная поэма Пушкина, а «Евгения Онегина» нельзя отнести к этому жанру, как и «Тамбовскую казначейшу». Лермонтов называл свое произведение сказкой, рассказом, романом, а Пушкин - свободным романом. Литературоведы именуют произведение Лермонтова нравственной поэмой.

Онегинский элемент есть в «Казначейше», но закругленность сюжета вокруг единственного эпизода тяготеет к жанру стихотворного романа. Лермонтов и сам это утверждает: «Для большей ясности романа Здесь объявить мне вам пора...» [21]