1.1 Лермонтов о Пушкине: комментарии к высказываниям одного поэта о другом
Несомненное влияние Пушкина, которое испытывал на себе Лермонтов, заставляет поставить вопрос о том, как относился поэт к своему предшественнику. Мы можем найти небольшое количество высказываний Лермонтова о Пушкине.
Возможно, это связано и с застенчивостью, которую Лермонтов не мог преодолеть на протяжении всей своей жизни. Влияние Пушкина на жизнь и творчество Лермонтова очевидно. Более того, по косвенным высказываниям, запечатленным современниками, можно предположить, что, глубоко ощущая свое родство с Пушкиным, громко высказанное в стихотворении «Смерть поэта», Лермонтов рассуждал об этой связи и на биографическом уровне. Так, в 1830 году Лермонтов пишет: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская - я не слыхал сказок народных; в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности». [11; 147] Вполне правомерным представляется здесь аллюзия: отсылка к образу русской няни А.С. Пушкина, сказки которой значительно повлияли на творческое развитие поэта.
Э. Найдич, рассуждая о связях двух великих русских поэтов, отмечал многочисленные пересечения не только на уровне творчества, но и в событийном плане. Он писал, что Лермонтов в последний год жизни хотел следовать Пушкину и полностью посвятить себя профессиональной деятельности писателя, то есть издавать свой журнал. [35; 112].
Нужно отметить, что пушкинские цитаты встречаются у Лермонтова на всем протяжении его творческого пути. Своим искренним и яростным стихотворением «Смерть поэта» (1937), посвященным гибели Пушкина, Лермонтов приобрел всеобщую известность. Несмотря на то, что творческий путь поэта начался гораздо раньше, с этого стихотворения начинается его поэтическая судьба, с ним Лермонтов врывается в жизнь литературного Петербурга. Однако этот стихотворный некролог не был первым обращением к Пушкину. Рассмотрим поэтические высказывания Лермонтова о Пушкине в хронологическом порядке.
Первое замечание относится еще к 1830 году. О том, что в этом случае адресатом является Пушкин, говорит А.М. Горький. Если именно так раскрыть посвящение «К…» («О, полно извинять разврат…», 1830-1831гг.), то следует сказать, что Лермонтов ценил в Пушкине именно свободную стихию его творчества - тему независимости:
Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни…(отсылка к стихотворению Пушкина «Арион») [21; 345]
Своеобразно трактуя неточно понятые им «Стансы» или дошедшее до него стихотворение «К друзьям» (напечатано оно не было), или, основываясь на каких-то биографических сведениях легендарного характера, поэт упрекает Пушкина в «измене» прежним идеалам и обращается к нему с просьбой-советом:
О, полно извинять разврат.
Ужель злодеям щит порфира?
Пусть их глупцы боготворят,
Пусть им звучит другая лира;
Но ты остановись, певец,
Златой венец не твой венец. [21]
Следующее стихотворение Лермонтова «Опять народные витии» (1835), которое связано со стихотворением Пушкина «Клеветникам России» (1831), также посвящено Пушкину. Точка зрения поэта совпадала с позицией Пушкина в вопросе о взаимоотношениях России с Польшей. В 1-й строфе Лермонтов прямо говорит, что следует в этом вопросе за Пушкиным («Уж вас казнил могучим словом поэт...») [21]. Выражение «народные витии» также указывает на связь с позицией Пушкина. Стихотворение отражает противоречивый путь становления политического сознания раннего Лермонтова.
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена. [21]
В 1836 году Лермонтов пишет поэму «Монго». В ней появляется имя Пушкина. В данной строфе Лермонтов цитирует пушкинскую строку из стихотворения 1825 года «Если жизнь тебя обманет...»
Тут было шуток, смеху было!
И право, Пушкин наш не врет,
Сказав, что день беды пройдет
А что пройдет, то будет мило…[21; 368]
В этом лермонтовском стихотворении важно местоимение - «наш» Пушкин. Это говорит о том, что Лермонтову и его молодым друзьям близок Пушкин, это молодое поколение признает величие поэта и родство с ним. Именно с 1836 года Лермонтов сознательно и специально упоминает имя Пушкина в своих произведениях: «Тамбовская казначейша», «Смерть поэта», «Родина», «Пророк».
Наибольшей глубины в понимании творчества Пушкина Лермонтов достигает в 1837 г. в своем стихотворении «Смерть поэта». Лермонтов осознает разрыв между Пушкиным-поэтом и его дворянским окружением, свободный дар поэта противопоставляет свету завистливому и душному. Лермонтов поднялся над трактовкой гибели Пушкина как личной драмы поэта. Он увидел социальную почву, на которой возросли замыслы уничтожения того, кто «восстал против мнений света». Но этот грозный гнев поэта и его мучительная скорбь сочетаются с укорами:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным.
Зачем поверил он словам и ласкам ложным... [21]
В стихотворении 1830 г. Лермонтов упрекал Пушкина за то, что тот предпочел свой венец поэта «златому венцу». Здесь, в стихотворении 1837 г., этот образ, модифицируясь, повторяется:
И прежний сняв венок -- они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него... [21]
Лермонтов, описывая гибель Пушкина в стихотворении, использует аллюзию - образ Ленского из романа Пушкина.
Один как прежде ... и убит!
Убит!..и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой. [21]
Во всех этих стихах Лермонтова о Пушкине отразилась сложность отношения поэта к своему учителю. Подобное отношение объясняется романтической непримиримостью Лермонтова, его требовательного отношения к поэту и поэзии. Влияние оказали также мятежные байронические мотивы и стремление осудить курс правительства после восстания декабристов. Чувствуя близость, особую общность поэтических судеб, а также, восхищаясь величием гения, Лермонтов был исключительно требователен к поэтическому дару Пушкина. Ясное ощущение глубины духовной пропасти между людьми света, травившими Пушкина, и Поэтом, вероятно, и было причиной подобного отношения.
Сохранились свидетельства гвардейских друзей Лермонтова о том, как он относился к Пушкину. Столыпин хвалил стихи Лермонтова на смерть Пушкина, но считал, что напрасно автор придал в них большое значение убийце Пушкина. Лермонтов сказал на это, что русский человек мог бы снести любую обиду, сделанную. Пушкиным, во имя любви к России, и никогда не поднял бы на этого великого человека руку. Кроме того, в споре со Столыпиным, Лермонтов сказал: «Вы, сударь, антипод Пушкина...» [28; 223]
Со стихотворением «Смерть поэта» связаны также единственные задокументированные высказывания Лермонтова о своем гениальном предшественнике. В первую очередь огромное значение имеет документ, созданный Лермонтовым во время полицейского разбирательства по поводу стихов на смерть Пушкина «Объяснение корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова».
Приведем выдержки из этого текста: «Я был еще болен, когда разнеслась по городу весть о несчастном поединке Пушкина. Некоторые из моих знакомых привезли ее и ко мне, обезображенную разными прибавлениями…Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сраженного рукою божией, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого; и врожденное чувство в душе неопытной -- защищать всякого невинно осуждаемого -- зашевелилось во мне еще сильнее по причине болезнью раздраженных нервов. Когда я стал спрашивать: на каких основаниях так громко они восстают против убитого? -- мне отвечали, вероятно, чтобы придать себе более весу, что весь высший круг общества такого же мнения. -- Я удивился; надо мною смеялись. Наконец, после двух дней беспокойного ожидания пришло печальное известие, что Пушкин умер, и вместе с этим известием пришло другое -- утешительное для сердца русского: государь император, несмотря на его прежние заблуждения, подал великодушно руку помощи несчастной жене и малым сиротам его…Тогда, вследствие необдуманного порыва, я излил горечь сердечную на бумагу, преувеличенными, неправильными словами выразил нестройное столкновение мыслей, не полагая, что написал нечто предосудительное, что многие ошибочно могут принять на свой счет выражения, вовсе не для них назначенные.
Этот опыт был первый и последний в этом роде, вредном (как я прежде мыслил и ныне мыслю) для других еще более, чем для себя. Но если мне нет оправдания, то молодость и пылкость послужат хотя объяснением, -- ибо в эту минуту страсть была сильнее холодного рассудка. Прежде я писал разные мелочи, быть может, еще хранящиеся у некоторых моих знакомых. Одна восточная повесть, под названием «Хаджи-Абрек», была мною помещена в «Библиотеке для чтения»; а драма «Маскарад», в стихах, отданная мною на театр, не могла быть представлена по причине (как мне сказали) слишком резких страстей и характеров и также потому, что в ней добродетель недостаточно награждена. Когда я написал стихи мои на смерть Пушкина (что, к несчастию, я сделал слишком скоро), то один мой хороший приятель, Раевский, слышавший, как и я, многие неправильные обвинения и, по необдуманности, не видя в стихах моих противного законам, просил у меня их списать; вероятно, он показал их, как новость, другому, -- и таким образом они разошлись. Я еще не выезжал, и потому не мог вскоре узнать впечатления, произведенного ими, не мог вовремя их возвратить назад и сжечь. Сам я их никому больше не давал, но отрекаться от них, хотя постиг свою необдуманность, я не мог: правда всегда была моей святыней и теперь, принося на суд свою повинную голову, я с твердостью прибегаю к ней, как единственной защитнице благородного человека перед лицом царя и лицом божьим.
Корнет лейб-гвардии Гусарского полка
Михаил Лермонтов» [3; 35-49].
Искренность этого объяснения ярко характеризует отношение Лермонтова к своему гениальному предшественнику. Объяснение фактически повторяет стихотворение «Смерть поэта», что подчеркивает силу искренности данного произведения.
Гибель Пушкина заставила Лермонтова заговорить открыто и во всеуслышание. Поэтический голос Лермонтова, превратившийся в эти дни в обличительную речь пророка, прозвучал на всю Россию и вызвал широкий отклик у современников. Величие поэтического дара Пушкина лишь усугубило для Лермонтова огромную несправедливость, допущенную по отношению к живому человеку.
Этот искренний порыв определяет литературную судьбу Лермонтова. Если прежде он был неизвестным поэтом, то теперь о нем в одночасье заговорили как о продолжателе пушкинской традиции. Это ощущение лишь усиливалось трагическим ореолом, возникшим вокруг Лермонтова после его отъезда в ссылку. Ставится вопрос о том, можно ли назвать случайностью тот факт, что Кавказ, занимающий столь важное место в творчестве Пушкина, стал во время этой ссылки родным и для Лермонтова Биографический факт оказал здесь существенное влияние. Общность тем еще больше сблизила этих великих поэтов.
Таким образом, Лермонтов как будто оказался введен в русскую литературу твердой рукой Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта» определило его литературную судьбу как в восприятии современников, так и, вероятно, в восприятии самого Лермонтова. Пушкин был для Лермонтова эталоном русской поэзии. Продолжая и развивая пушкинскую традицию, Лермонтов не был его подражателем, хотя в юности склонен был подражать любимому им Байрону. Талант Лермонтова после 1837 года раскрылся во всей своей полноте, обеспечивая и точность слова, и искренность каждого образа.
Творчество Лермонтова представляет собой диалог с Пушкиным, говорит о проблемах и конфликтах другого поколения и, что очень важно, другого человека: в каждой строчке лермонтовского текста ощущается отпечаток неповторимой и самобытной личности его автора. По словам графа Васильева, сам Пушкин не был лично знаком с Лермонтовым, но успел узнать его через стихи. В воспоминаниях А.В. Васильев описывал свой диалог с Пушкиным, в котором поэт так отзывался о юном Лермонтове: «Далеко мальчик пойдет!» [28; 203]
Лермонтов относился к Пушкину как к гению, великому человеку, создававшему великие произведения. Он очень тяжело переживал гибель Пушкина, не боялся высказываться по этому поводу. Лермонтов считал, что смерть поэта негативно отразится на судьбе России. В фильме Н. Бурляева герой, играющий Лермонтова говорит: «Бедный Александр Сергеевич. Бедная Россия...» - такая интерпретация учитывает сочувствие к Пушкину при жизни, знание обстоятельств судьбы последнего, и с этим, даже при отсутствии документальных доказательств, трудно не согласиться. Главным же аргументом высокого отношения к поэту становится само творчество Лермонтова, его переклички с предшественником, о которых мы поговорим в следующем разделе работы.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ: ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ
- 1.1 Лермонтов о Пушкине: комментарии к высказываниям одного поэта о другом
- 1.2 Творческое развитие Лермонтова-поэта в контексте влияния Пушкина: заимствования, реминисценции, аллюзии, параллели и антитезы.
- Глава 2. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ПУШКИНА: ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ РОМАНА НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ЛЕРМОНТОВА