2. Счастье - в пробуждении от сна. Роль сна в балладе Жуковского В.А. "Светлана"
Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма.
Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способность передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличает характерная для романтиков устремленность в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни.
Ведущим жанром в творчестве Жуковского-романиста было баллада-лиро-эпическое произведение чаще всего легендарного, исторического, необычного и драматично-героического характера.
О его творчестве заговорили в 1808 году, когда была опубликована поэма "Людмила", вернее, вольный перевод "Леноры", немецкого поэта Г.А. Бюргера. Появление этой баллады положило начало новому этапу в развитии отечественной поэзии.
Позже в 1808-1812 гг, опираясь на тот же сюжет, В.А. Жуковский создал оригинальную балладу "Светлана", связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Баллада начинается с картин святочного гадания русских девушек.
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…"
На фоне этой картины дается образ Светланы. Он создан в духе сентиментальной поэзии: героиня то "молчалива и грустна" в тоске по жениху, то "пуглива и робка" во время гадания, то растеряна и встревожена, когда не знает, что ее ждет. Она не ропщет, а ищет облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это ее и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву ее ждет радость, данная ей "провидением" за ее покорность и терпение. Ее жених возвращается к ней; баллада заканчивается картиной веселой свадьбы.
С образом Светланы Жуковский В.А. связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто ее "милый друг - мертвец". Черты романтизма явно присутствуют в этом эпизоде: скачка на конях ночью, карканье ворона - предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец. Проснувшись, Светлана не может разобрать сути, но очень боится грозного, ужасного сна. Сам автор дает ответ в своей балладе: "…здесь несчастье - лживый сон, счастье - пробужденье".
Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а все остальное - ложь и обман.
В своей героине Жуковский изобразил национальный женский тип. Его главные черты - мягкость, верность, покорность судьбе, а также поэтичность, идущую от глубинных фольклорных истоков.
Чудесное у Жуковского - не бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В сне - отражение жизни романтической души. Светлана - романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх - лишь ее сон. Выход из любой ситуации - вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу с божьей помощью побеждает любовь.
- Введение
- 1. Сон как литературный метод отражения действительности
- 2. Счастье - в пробуждении от сна. Роль сна в балладе Жуковского В.А. "Светлана"
- 3. Сновиденческое пространство в произведениях А.С. Пушкина
- 3.1 Пророческий сон Григория Самозванца в трагедии "Борис Годунов"
- 3.2 Сон-предсказание Петруши Гринева в повести "Капитанская дочка"
- 3.3 Сон Татьяны Лариной в романе Пушкина "Евгений Онегин"
- 4. Страшный сон Родиона Раскольникова
- Заключение
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- Особенности сознательного отражения действительности человеком
- Психические явления как отражение действительности
- Религия как отражение действительности
- Познание как отражение действительности
- Тема 14. Литературный процесс
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- Отражение воздействий окружающей действительности