Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
Художественный метод - термин ещё более широкий. Это система исторически обусловленных творческих принципов, которыми руководствуются писатели, близкие по своей идейно- эстетической позиции при создании своих произведений. Метод - это совокупность принципов отражения действительности в свете определённого эстетического идеала. Творческий метод обусловлен временем, мироощущением, талантом писателя. Понятие «метод» появилось в литературоведении в 20-х годах XX столетия, хотя методы появились мною раньше. Метод, понятие, используемое в эстетике в отношении всех видов искусства. Литературными (художественными) методами являются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, социалистический реализм, модернизм, постмодернизм. В эстетике и культурологии существуют также понятия - культурные эпохи. К ним относят античность, эпоху Средних веков и Возрождения, барокко.
Термин «метод» в некоторых учебниках и исследованиях используется как синоним термина «направление».
Понятия «стиль», «метод», «направление» (течение), «школа» в литературоведении.
У каждого писателя есть только ему присущее творческое лицо, написанное им можно узнать по ряду характерных признаков, которые обозначают такими понятиями, как творческий почерк, творческая индивидуальность, манера, а чаще - индивидуальный стиль. Стиль - это совокупность всех идейно-художественных особенностей творчества писателя, единство характерного и индивидуального в тематике, идейном содержании, использовании жанров, образов, художественных средств. Это совокупность предпочитаемых писателем приёмов, особенностей использования языковых средств, тем, выбора сюжетов, жанров.
На различных стадиях литературного процесса бывает возможным вычленить общие стилевые и идейно-художественные особенности в творчестве ряда писателей, обусловленные политическими, экономическими и культурными особенностями определённою исторического периода. Единство идейных и черт в творчестве групп писателей, обусловленное близостью мироощущения, стиля, устремлений называют литературным направлением (течением). Иногда термин «направление» понимается более широко, отожествляясь с методом или стилем, а течение - узко, как ответвление внутри направления, группировка, школа.
Среди наиболее известных течений - символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, сюрреализм, дадаизм, конструктивизм, экспрессионизм.
Школа - направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, имеющее свою теоретическую платформу, манифест, программу, принципы (Ю. Борев). Школы могут подразделяться по лидеру - Натуральная школа Гоголя, Поэты Некрасовской школы, по региону - Вологодская школа. Озёрная школа романтиков, по тематике - Школа писателей- деревенщиков, пиматели-маринисты; по эстетической ориентации - «Серапионовы братья», ко н цепту а л ист ы.
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Художественный метод - исторически обусловленный, специфический способ отражения бытия, реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства. X. м. является средством воплощения и утверждения определенного эстетического идеала. Характер и направление того или иного X. м., способность и возможность отразить, применяя его, о художественных образах жизнь людей, взаимоотношения личности и об-ва и т. п. зависят от социально-политических и духовных условий развития человечества в каждый данный исторический момент, от объективной роли того или иного класса в жизни об-ва. Всякий X. м. находится в тесной связи о мировоззрением, к-рое оказывает положительное или отрицательное воздействие на художественное творчество. Однако это сложное, диалектически противоречивое отношение, при к-ром (как показал Энгельс на примере Бальзака) художник благодаря силе своего реалистического метода может преодолеть в какой-то мере ограниченность своих взглядов Качественно новым X. м. является социалистический реализм.
- Предмет и задачи литературоведения.
- Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.
- Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.
- Текстология и библиография.
- Общее и разное в художественной и научной формах познания.
- Художественная литература и фольклор.
- Происхождение искусств. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой.
- Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- Время и пространство в худож. Литературе. Понятие хронотопа.
- Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- Форма худож. Произведения, её структурные компоненты.
- Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. Архитектоника.
- Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Литературный язык и язык художественной литературы. Основные функции. Речь автора и речь персонажа.
- Тропы, их художественная функция, образно-эстетические возможности.
- Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота. Их художественные функции.
- Фигуры поэтического синтаксиса.
- Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- Основные системы стихосложения
- Особенности силлабо- тонической системы стихосложения.
- Античная система стихосложения.
- Соотношение понятий стопа, размер, метр, Виды стоп.
- Звуковая организация поэтической речи. Повторы, их виды.
- Рифма, её функции.
- Классификация рифм.
- Белый, вольный, свободный стих.
- Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция.
- Твёрдые (классические) формы стиха.
- Понятие о родах, видах и жанрах художественной литературы.
- Эпос как литературный род.
- Повесть и рассказ, их разновидности.
- Роман и эпопея.
- Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- Лиро-эпические произведения.
- Художественная публицистика.
- Художественный перевод, его функции.
- Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- Тема, идея, проблематика, пафос художественного произведения.
- Принципы анализа художественного произведения.
- Литературная критика.
- Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- Литературные течения, школы.
- Речь как средство индивидуализации образа.
- Психологический анализ в литературе.
- Пейзаж в литературном произведении.
- Портрет в литературном произведении.
- Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- Массовая литература.
- Художественная литература среди других искусств.
- Литературные связи, их формы.
- Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- Функции художественной литературы.
- Сатирические средства создания художественного образа.