Лиро-эпические произведения.
Это произведения, соединяющие в себе лирическую и эпическую структуры, иногда в них трудно различить главенство какого-нибудь начала. В качестве примера можно привести поэму М.Лермонтова «Мцыри», где в эпическом сюжете – история персонажа – присутствует лирический монолог этого же персонажа. Другим классическим примером может служить поэма А.Блока «Двенадцать», где есть классический сюжет – деэстетизированный «любовный треугольник»: Катька, Ванька, Петруха, который дан в сопровождении многочисленных лирических отступлений автора, где выражено его отношение к событиям революции.
Лиро-эпические произведения представляют собой, как видно из названия, синтез эпического и лирического начал. От эпоса лиро-эпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную), систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение предметного мира. От лирики – выражение субъективного переживания, наличие лирического героя (объединенного с повествователем в одном лице), тяготение к относительно малому объему и стихотворной речи, часто психологизм.
В анализе лиро-эпических произведений следует особое внимание уделять не разграничению эпических и лирических начал (это первый, предварительный этап анализа), а их синтезу в рамках одного художественного мира. Для этого принципиальное значение имеет анализ образа лирического героя-повествователя. Так, в поэме Есенина «Анна Снегина» лирические и эпические фрагменты разделены достаточно четко: при чтении мы легко выделяем сюжетные и описательные части, с одной стороны, и насыщенные психологизмом лирические монологи («Война мне всю душу изъела…», «Луна хохотала, как клоун…», «Бедна наша родина кроткая…» и др.).
Повествовательная речь легко и неприметно переходит в речь экспрессивно-лирическую, повествователь и лирический герой – неразделимые грани одного и того же образа. Поэтому – и это очень важно – лиризмом проникнуто и повествование о вещах, о людях, событиях, мы чувствуем интонацию лирического героя в любом текстовом фрагменте поэмы.
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР сочетает в себе особенности изображения действительности, присущие и эпосу и лирике (баллада, роман в стихах), представляя собой их органическое, качественно новое сочетание.
Можно отметить расцвет Л.-э. ж. в эпоху романтизма, когда лирическое начало проникает во мн. жанры. В поэмах Байрона, Шелли, Виньи, Мицкевича, молодого Пушкина, Лермонтова эта тенденция раскрывается наиболее полно и многообразно. Реалистическая поэма 19 в. - новый шаг в развитии Л.-э. ж.
С эпосом произведения Л.-э. ж. сближает в первую очередь развернутое сюжетное построение, изображение определенных и законченных человеческих характеров. В "Медном всаднике" Пушкина перед нами сюжетное построение, связанное с линией Евгения: любовь героя к Параше, наводнение, поездка Евгения по разбушевавшейся Неве, гибель вдовы и Параши, столкновение героя с Медным всадником и т. д., вплоть до смерти Евгения. Образ героя дается через целый ряд поступков, автор проводит его через разнообразные события, показывает душевные переживания в различные моменты жизни. Вполне определенную цель событий и поступков героев можно обнаружить, напр., и в поэмах Э. Багрицкого "Дума про Опанаса" и "Смерть пионерки".
И здесь поэт показывает внутренний мир своих героев в их развитии, постепенном росте, в эволюции. Как видим, раскрытие человеческого характера в этих произведениях происходит на основе принципов эпического жанра.
Однако наши представления о героях "Медного всадника" не будут достаточно полными без непосредственных авторских оценок, встречающихся в произведении. Пушкин дает, в частности, лирическое отступление, поясняющее для читателя выбор имени героя и указывающее на его связь с творчеством поэта. В поэме мы найдем и выражение непосредственного авторского сочувствия герою в форме обращений к нему и читателю ("бедный, бедный мой Евгений" и т. д.). В этой связи особое значение приобретают отступления, связанные с Петром I, в начале поэмы. Авторские отступления в "Медном всаднике" не только органически вплетаются в систему художественных средств создания характеров Евгения и Петра I, но и объединяются в целостное речевое построение. В поэме возникает еще один образ - образ автора, проявляющий себя в оценках происходящего, в тех формах художественного изображения, при помощи к-рых создается характер в лирике.
В лиро-эпических произведениях наряду с образами, включенными в развитие сюжета, перед нами возникает образ лирического героя. В поэме Багрицкого "Смерть пионерки" нравственно-эстетическая позиция автора выражается в системе событий, в центр к-рых поставлена героиня, в показе ее характера и переживаний, наконец, в центральном эпизоде поэмы - героическом поступке пионерки. Но вместе с тем автор ведет читателя к широким жизненно-эстетическим обобщениям, включая в поэму лирическое отступление о молодости ("Нас водила молодость..."), к-рое и является кульминационным моментом произведения и наиболее полно выражает эстетический идеал поэта. Лирическое начало в произведениях такого типа усиливается стихотворной речью. Переплетение в целостном художественном построении стиха и сюжета завершает слияние эпического и лирического начал, закрепляет в композиционно-речевом единстве связь двух типов изображения человека: через поступки, мысли и чувства героев и через те переживания и оценки, к-рые действующие лица вызывают у автора.
Различие форм лирических произведений, основанное на тематическом принципе, узко и условно, и со временем оно все более и более стирается. В то же время типы произведений в эпосе, выделенные на основе развития в них сюжета, оказываются устойчивыми, и принцип различения произведений в эпосе (т. е. на основе сюжета) преобладает н в Л.-э. ж. Поэтому между эпическим и лиро-эпическим произведениями можно установить параллель. Так, эпическому роману соответствует роман в стихах, классическим примером к-рого служат "Евгений Онегин" Пушкина, "Чайльд Гарольд" Байрона. Продолжая это сопоставление, мы найдем соответствие между повестью и поэмой, рассказом и балладой. Но именно сравнение однотипных произведений позволяет с особенной наглядностью увидеть различие между эпическими романом, повестью и т. д. и их стихотворными близнецами. Это прежде всего относится к образу лирического героя (см.), чьи переживания заменяют подчас длительное развитие сюжета. Сюжет приобретает особую лирическую окраску, а стих предельно сжимает речевой строй лиро-эпического произведения.
- Предмет и задачи литературоведения.
- Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.
- Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.
- Текстология и библиография.
- Общее и разное в художественной и научной формах познания.
- Художественная литература и фольклор.
- Происхождение искусств. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой.
- Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- Время и пространство в худож. Литературе. Понятие хронотопа.
- Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- Форма худож. Произведения, её структурные компоненты.
- Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. Архитектоника.
- Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Литературный язык и язык художественной литературы. Основные функции. Речь автора и речь персонажа.
- Тропы, их художественная функция, образно-эстетические возможности.
- Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота. Их художественные функции.
- Фигуры поэтического синтаксиса.
- Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- Основные системы стихосложения
- Особенности силлабо- тонической системы стихосложения.
- Античная система стихосложения.
- Соотношение понятий стопа, размер, метр, Виды стоп.
- Звуковая организация поэтической речи. Повторы, их виды.
- Рифма, её функции.
- Классификация рифм.
- Белый, вольный, свободный стих.
- Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция.
- Твёрдые (классические) формы стиха.
- Понятие о родах, видах и жанрах художественной литературы.
- Эпос как литературный род.
- Повесть и рассказ, их разновидности.
- Роман и эпопея.
- Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- Лиро-эпические произведения.
- Художественная публицистика.
- Художественный перевод, его функции.
- Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- Тема, идея, проблематика, пафос художественного произведения.
- Принципы анализа художественного произведения.
- Литературная критика.
- Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- Литературные течения, школы.
- Речь как средство индивидуализации образа.
- Психологический анализ в литературе.
- Пейзаж в литературном произведении.
- Портрет в литературном произведении.
- Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- Массовая литература.
- Художественная литература среди других искусств.
- Литературные связи, их формы.
- Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- Функции художественной литературы.
- Сатирические средства создания художественного образа.