Портрет в литературном произведении.
Портрет персонажа — это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека
Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты.
Подобного рода портреты нередко изобилуют метафорами, сравнениями, эпитетами.
Идеализирующие портреты сохранились в литературе вплоть до эпохи романтизма. Так, героиня пушкинской «Полтавы» «свежа, как вешний цвет», стройна, «как тополь киевских высот», ее движения напоминают лебедя «плавный ход» и «лани быстрое стремленье», «звездой блестят ее глаза; ее уста, как роза, рдеют».
полячке, в которую влюбился Андрий, говорится, что она была «черноглазая и белая как снег, озаренный утренним румянцем солнца», и что глаза ее, «глаза чудесные, пронзительно ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».
Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера. Здесь, по словам М.М. Бахтина, внимание сосредоточивалось не на духовном, а «на материальном начале в самом человеке»1. Характеризуя образность повестей Ф. Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, ученый говорил, что центром реальности для писателя было человеческое тело, подаваемое гротескно (о гротеске см. с. 95-96). Вот, к примеру, портретная характеристика Гаргантюа-ребенка: «мордашка была славная, число подбородков доходило едва ли не до восемнадцати»; «ляжки были очень красивые и всему его сложению соразмерные». В подобных портретах нет места ни стройности фигуры человека, ни выражению его глаз, зато присутствуют щеки, носы, животы и так далее.
При всей их противоположности идеализирующие и гротескные портреты обладают общим свойством: в них гиперболически запечатлевается одно человеческое качество: в первом случае — телесно-душевное совершенство, во втором — материально-телесное начало в его мощи, говоря современным языком — витальная энергия.
Со временем (особенно явственно в XIX в.) в литературе возобладали портреты, раскрывающие сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом. Вспомним характеристику внешности лермонтовского Печорина (глава «Максим Максимыч»), сообщающую о его фигуре и одежде, о чертах его лица, цвете и выражении глаз («глаза не смеялись, когда он смеялся <...> Это признак-или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»), А вот слова повествователя-автора об Обломове в начале романа И.А. Гончарова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица <... > Ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души < .-> Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, быть может, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».
Портрет героя, как правило, локализован в каком-то одном месте произведения. Чаше он дается в момент первого появления персонажа, т.е экспозщионно. Но литература знает и иной способ введения портретных характеристик в текст. Его можно назвать леитмотивным. Яркий пример тому — неоднократно повторяющиеся на протяжении толстовского романа упоминания о лучистых глазах княжны Марьи.
В литературных портрегах внимание авторов нередко сосредоточивается более на том, что выражают фигуры или лица, какое впечатление они оставляют, какие чувства и мысли вызывают, нежели на них самих как на живописуемой данности. «Несмотря на то) что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, — творится о матери Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского, — лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости <...> Волосы сс уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от забот и горя, и все-таки это лицо было прекрасно».
Портреты запечатлевают не только статическое во «внешнем» человеке, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути. При этом дает о себе знать интерес писателей- портретистов к тому, что Ф. Шиллер называл грацией, отличая ее от красоты архитектонической (красоты строения): «Грация может быть свойственна только движению», это «красота движимого свободнот тела». Она возникает «под воздействием свободы» и «зависит от личности», хотя в то же время и безыскусственна, непреднамеренна: в мимике и жестах чувства и импульсы сказываются непроизвольно; узнав же, что человек «управляет выражением своего лица согласно своей воле, мы перестаем верить его лицу».
- Предмет и задачи литературоведения.
- Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.
- Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.
- Текстология и библиография.
- Общее и разное в художественной и научной формах познания.
- Художественная литература и фольклор.
- Происхождение искусств. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой.
- Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- Время и пространство в худож. Литературе. Понятие хронотопа.
- Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- Форма худож. Произведения, её структурные компоненты.
- Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. Архитектоника.
- Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Литературный язык и язык художественной литературы. Основные функции. Речь автора и речь персонажа.
- Тропы, их художественная функция, образно-эстетические возможности.
- Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота. Их художественные функции.
- Фигуры поэтического синтаксиса.
- Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- Основные системы стихосложения
- Особенности силлабо- тонической системы стихосложения.
- Античная система стихосложения.
- Соотношение понятий стопа, размер, метр, Виды стоп.
- Звуковая организация поэтической речи. Повторы, их виды.
- Рифма, её функции.
- Классификация рифм.
- Белый, вольный, свободный стих.
- Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция.
- Твёрдые (классические) формы стиха.
- Понятие о родах, видах и жанрах художественной литературы.
- Эпос как литературный род.
- Повесть и рассказ, их разновидности.
- Роман и эпопея.
- Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- Лиро-эпические произведения.
- Художественная публицистика.
- Художественный перевод, его функции.
- Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- Тема, идея, проблематика, пафос художественного произведения.
- Принципы анализа художественного произведения.
- Литературная критика.
- Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- Литературные течения, школы.
- Речь как средство индивидуализации образа.
- Психологический анализ в литературе.
- Пейзаж в литературном произведении.
- Портрет в литературном произведении.
- Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- Массовая литература.
- Художественная литература среди других искусств.
- Литературные связи, их формы.
- Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- Функции художественной литературы.
- Сатирические средства создания художественного образа.