3.1 Пророческий сон Григория Самозванца в трагедии "Борис Годунов"
"Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Капитанская дочка" - творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. Что позволяет нам поставить их в один ряд и избрать в качестве объекта исследования? В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.
Попытаемся определить место сновидения в развитии сюжета каждого из перечисленных произведений. Внимательно читая текст, нетрудно заметить, что герои видят сны перед какими-то решающими событиями. И связано это с тем, что в судьбе каждого героя сны играют роль пророчества, предсказания: такова важнейшая функция сна в сюжете пушкинских произведений.
Итак, что же предвещают сны героям? "Все тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!..." - это первые слова, которые произносит в трагедии "Борис Годунов" Григорий Самозванец. И этот сон предвещает герою то, что с ним случится в скором будущем:
…Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось -
И, падая стремглав, я пробуждался…
Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не досматривают. Примечательна эмоциональная наполненность сновидения: "…И стыдно мне и страшно становилось…"
Падение в конце сна - тоже эмоция, хотя и видоизмененная и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательная эмоциональность сна Григория перекликается с финалом трагедии. Когда "кипящий" на площади народ в "ужасе молчит" и отказывается приветствовать Григория - "Димитрия", - это своеобразное предвестие "падения". Иерархичность пространства сновидения (верх - низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у смеющейся толпы. При этом сам герой в своем сне пассивен: он оказывается на башне как бы не по своей воле - его ведет наверх лестница, - и точно так же подневольно стремительное падение самозванца.
Примечательно, что роль Дмитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена и рассказа о "проклятом сне", сном и заканчивается: "Ложится, кладет седло под голову и засыпает".
- Введение
- 1. Сон как литературный метод отражения действительности
- 2. Счастье - в пробуждении от сна. Роль сна в балладе Жуковского В.А. "Светлана"
- 3. Сновиденческое пространство в произведениях А.С. Пушкина
- 3.1 Пророческий сон Григория Самозванца в трагедии "Борис Годунов"
- 3.2 Сон-предсказание Петруши Гринева в повести "Капитанская дочка"
- 3.3 Сон Татьяны Лариной в романе Пушкина "Евгений Онегин"
- 4. Страшный сон Родиона Раскольникова
- Заключение
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- Особенности сознательного отражения действительности человеком
- Психические явления как отражение действительности
- Религия как отражение действительности
- Познание как отражение действительности
- Тема 14. Литературный процесс
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- Отражение воздействий окружающей действительности