logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

А.Н. Островский (1823 — 1886)

А.Н.Островский — основоположник русского национального театра.

Начало творческого пути. Островский и Гоголь.

Социальный смысл и нравственно-обличительный характер комедии «Свои люди сочтемся». Влияние Гоголя и поэтики "натуральной школы". Идеи славянофильства в пьесах первой половины 50-х гг. («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи как хочется»). Интерес к фольклору, к традициям народного быта, идеализация патриархальной семьи. Островский и Ап. Григорьев. Островский и "Современник".

Пьесы второй половины 50-х гг. Критика бюрократической системы в комедии «Доходное место». Тема чиновничества. Жадов и его окружение. «Гроза» как высшее художественное достижение Островского дореформенного периода. Социально-исторический характер конликта. Проблема свободы личности. Особенности композиции. Добролюбов и Писарев о «Грозе». А.Григорьев о "Грозе". Эпическое начало в исторических драмах («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода»). Пушкинские традиции в исторических пьесах Островского.

Пьесы Островского 60—80-х гг. и их социально-политическая злободневность. «На всякого мудреца довольно простоты» как политическая комедия, психологическая сатира. Основные темы и образы пьес «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», своеобразие социально-исторического фона, на котором разворачиваются события, изображенные в пьесах.

Пьеса-сказка «Снегурочка» и эстетические идеалы Островского. "Снегурочка" в русской живописи и музыке. Роль Островского в становлении психологической драмы. Основные темы и мотивы пьес. «Последняя жертва» и «Бесприданница». Судьба русской женщины в пьесах Островского.

Проблема искусства и люди театра в творчестве Островского позднего периода («Без вины виноватые», «Таланты и поклонники»).

Драматургические принципы Островского. Эпические элементы, своеобразие конфликта, сюжета и композиции. Символика мотивов и образов. Мастерство психологического анализа. Жанровый диапазон драматургичес­кого наследия Островского. Островский и Малый театр. Островский как переводчик шедевров мировой драматургии (Шекспир, Сервантес, Гольдони, Гоцци).

Место Островского в ряду крупнейших представителей мировой драматургии. Влияние Островского на драматургию ХХ века. Пьесы Островского на белорусской сцене.