logo
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

А.П. Чехов (1860 — 1904)

Роль творчества Чехова в истории русской литературы XIX —XX вв.

Личность писателя, основные вехи его жизненной и творческой биографии. Периодизация творчества писателя.

Раннее творчество Чехова. Сотрудничество в юмористических журналах. Разнообразие жанровых форм и тематики в произведениях молодого Чехова. Переосмысление и развитие традиционных тем и образов предшествующей литературы. Тенденция к использованию малых форм для раскрытия объемного содержания («Письмо к ученому соседу», «Толстый и тонкий», «Экзамен на чин», «Смерть чиновника»). Художественное постижение общественно значимых ситуаций и характеров и создание образов, исполненных высокого уровня обобщения и типизации («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник»).

Использование пародии, литературной маски, игрового начала, аллогизма и абсурда в юмористической и сатирической прозе. Развитие традиций Фонвизина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

Произведения середины 80-х годов («Агафья», «Егерь», «Кошмар», «Святою ночью», «Хористка», «Тиф», «Поцелуй» и др.), их проблематика и художественные особенности: эмоциональная выразительность, музыкальность, эстетические принципы красоты и правды, лаконизм языка и стиля. Рассказы о детях и для детей («Гриша», «Кухарка женится», «Детвора», «Белолобый», «Каштанка» и др.). Сборники "Пестрые рассказы", "В сумерках".

Усиление мотивов драматизма и трагичности в последующем творчестве, стремление Чехова изобразить трагическое как обыкновенно-повседневное и рутинно-будничное, смягченное легким юмором и иронией («Ванька», «Спать хочется», «Тоска», «Горе», «Шуточка» и др.).

Чехов и Толстой.

Расширение и углубление философской и социальной проблематики на рубеже 80—90-х годов. Поездка на Сахалин, роль этого путешествия в жизни и творчестве Чехова. Документальное и художественное в книге "Остров Сахалин". Вездесущее насилие как образ и символ в повести «Палата № 6». Проблема интеллигенции и народа. Чехов как мастер постановки диагноза социальных пороков и недугов, интеллектуальной и нравственной деградации личности («Учитель словесности», «Ионыч», «Анна на шее», «Человек в футляре», «Крыжовник»).

Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия, противопоставление душевной пустоте и пошлости идей творческой мысли и человеческого достоинства («Гусев», «Дуэль», «Черный монах», «Моя жизнь», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Дом с мезонином» и др.). Художественное своеобразие произведений этого периода: принцип внешней объективности, повествование в «тоне» и «духе» персонажа, многообразие способов выражения авторской позиции. Использование приемов равнораспределенности конфликта. Утверждение авторской идейной и творческой независимости. «Маленькая трилогия», её эстетическое единство. «Страшная и чудесная» панорама русской жизни в повести «Степь». Повесть "Степь" как этапное произведение писателя. Рассказы и повести о деревне («Мужики», «Новая дача», «В овраге»).

Поиск положительного идеала и подлинного смысла жизни, определение нравственно-этической программы и норм гармоничного и гуманного мировоззрения («Архирей», «Дама с собачкой», «Невеста»).

Поэтика чеховской новеллы. Проблема сюжета и фабулы. Особенность финала. Импрессинистические тенденции, роль художественной детали.

Пьесы Чехова—новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Первая драма Чехова и её связь с последующим творчеством. Чеховский водевиль. Творческая история «Иванова»: от комедии к драме. Традиционное и новаторское в ранних пьесах Чехова. Поэтика зрелой драматургии («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»): новый тип конфликта, синтез лирического и эпического, соотношение текста и подтекста, роль пауз и др. Идеал «новой жизни» в пьесе «Вишневый сад». Жанровое своеобразие пьес, роль символа в драматургии Чехова.

Эстетическая концепция Чехова-драматурга. Новаторство Чехова-драматурга. Импрессионистические и символистские тенденции в драматургии Чехова. Традиции Тургенева, Островского. Чехов и МХАТ. Чехов и западноевропейская "новая драма" конца XIX — начала XX века. Чехов и белорусский театр.