logo
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

Литературное движение 1850-1860-х годов

Социально-политическая ситуация в России и за рубежом. Крымская война 1853-1856 гг. Крестьянская и другие реформы этого периода. Противоборство между различными социальными слоями, идейными лагерями и группами.

Место Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Д. Писарева в общественно-литературной борьбе 60-х годов. Их социально-философские идеалы, эстетические программы и принципы критического анализа. Участие в «Современнике», «Отечественных записках», «Русском слове». Отзывы о писателях-современниках, оценка их творчества. Идейное размежевание и раскол в редакции «Современника», уход из журнала Тургенева, Дружинина, Гончарова, Л. Толстого. Журналы братьев М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Неоднозначность позиции «Русского вестника» М.Н.Каткова. Создание подпольной русской прессы за границей («Колокол», «Полярная звезда», «Голоса из России»). Деятельность Герцена и Огарева. Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности как манифест реалистического направления. Статьи Чернышевского о Тургеневе, Л. Толстом, Салтыкове-Щедрине.

Демократическая проза. «Очерки народного быта» Н. Успенского. «Мещанское счастье», «Молотов», «Очерки бурсы» Н. Помяловского, «Подлиповцы», «Горнорабочие» Ф. Решетникова, «Трудное время» В. Слепцова, «Горе сел, городов» А. Левитина.

«Артистический триумвират» П. Анненкова, В. Боткина, А. Дружи­нина, отрицание тенденциозности в художественном творчестве, апология вечных ценностей в искусстве. Отношение к «пушкинскому» и «гоголевскому» направлению в литературе.

А. Григорьев как представитель «органической критики»: предпочтение «мысли сердечной» перед «мыслью головной», утверждение органической целостности искусства и жизни, стремление к масштабности, широким литературным параллелям. Оценка им творчества Пушкина, Тургенева, Некрасова, Островского. Поэзия А. Григорьева.

Основные литературные дискуссии 60-х гг. Спор о «пушкинском» и «гоголевском» направлениях. Дискуссии о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Жанрово-стилевая система литературы этого периода. Ведущее положение романной прозы.

Сатирические жанры 50-60-х годов. Журнал «Искра» В. Курочкина, Н. Степанова, Г. Елисеева.

Темы и жанры прозы В. Крестовского. Роман «Петербургские трущобы».

Антинигилистический роман и его роль в идейно-художественном осмыслении коренных проблем эпохи. Романы А. Писемского («Взбаламученное море»), Н. Лескова («На ножах», «Некуда»), В. Клюшникова («Марево»), В.Авенариуса («Бродящие силы»), В.Авсеенко («Скрежет зубовный»), Б.Маркевича («Марина из Алого рога»), В. Крестовского («Кровавый пуф»), И. Тургенева («Дым», «Новь»), И. Гончарова («Обрыв»), Ф. Достоевского («Бесы»). Развитие жанров повести, рассказа, очерка.

Русская поэзия в 60-е годы. Переломный период в развитии русской поэзии. Творчество И. Никитина; крестьянская жизнь в его изображении («Ночлег в деревне», «Пряха», и др.). А. Майков, Я. Полонский, А. Фет. Мир как красота в их лирических произведениях, значение их творчества в развитии русской поэтической культуры. Развитие жанров поэмы, баллады, элегии, антологической и сатирической повести.

Жанровое многообразие творчества А. Толстого. Его лирика, проза, драматургия. Сочинения Козьмы Пруткова.

«Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля.

Лидирующая роль Н. Некрасова в консолидации творческих сил русской литературы, редактирование им «Современника» и «Отечественных записок».

Судьба русской драматургии. Проблематика и поэтика социально-психологической, социально-бытовой драмы Островского.

Острота нравственной проблематики и сатирическая символика в трилогии А.В.Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Драматургическая трилогия А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Пьесы А.А. Потехина и А.Ф.Писемского. Традиции западноевропейского театра и драматургии в творчестве русских писателей-драматургов.

Шестидесятые годы — эпоха, на протяжении которой написаны (или задуманы) такие шедевры, как «Былое и думы», «Обломов», «Отцы и дети», «Господа Головлевы», «Преступление и наказание», «Война и мир».