Л.Н. Толстой (1828 — 1910)
Основные вехи жизни и творчества. Место и роль Толстого в истории русской и мировой литературы и культуры.
Раннее творчество писателя. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» — художественная энциклопедия дворянско-усадебного быта и духовно-нравственных и интеллектуальных исканий молодого поколения середины XIX века.
Военная служба и военная деятельность Толстого. Война и человек на войне в кавказских («Набег», «Рубка леса») и севастопольских рассказах («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»). Тема западной цивилизации в рассказе «Люцерн». Характер взаимоотношений помещика и крестьянина в «Утре помещика» и «Поликушке». Человек и природа в повестях «Три смерти» и «Холстомер». Осмысление Толстым роли казачества в исторической судьбе России, идейное содержание повести «Казаки».
«Мысль народная» в эпопее «Война и мир». Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие эпопеи. Историко-философская и духовно-нравственная проблематика «Войны и мира». Система образов. Проблема всеобщего мира. Новаторство Толстого как художника-баталиста. Партизанское движение и его роль в Отечественной войне 1812 года в истолковании Толстого. Изобразительные средства. Эстетика контраста, функция антитезы в «Войне и мире». «Люди войны» (Наполеон) и «люди мира» (Кутузов, Пьер Безухов, Болконские, Ростовы). Проблема прототипов в эпопее.
Педагогическая система Толстого. Создание школ для крестьянских детей, написание «Азбуки», издание журнала «Ясная Поляна». Издательская деятельность, публикация книг для народа в издательстве «Посредник».
«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Социальный и нравственный смысл трагедии главной героини. Вронский и военное сословие в романе. Духовно-нравственные искания Константина Левина. Смысл эпиграфа. Изображение многообразных социальных слоев и общественно-политических перемен и сдвигов в России в пореформенную эпоху. Жанровые и композиционные особенности «Анны Карениной».
Эволюция мировоззрения Толстого на рубеже 1870—1880-х годов. Разрыв с официальной церковной доктриной как господствующей идеологической системой, переход на позицию «простого трудящегося народа». Антицерковные трактаты писателя («Исповедь», «Исследование догматического богословия», «Церковь и государство»). Позитивная социально-этическая программа Толстого, его религия, сущность его теории ненасилия («В чем моя вера?», «Что такое религия и в чем сущность её», «Закон насилия и закон любви»).
Идейно-художественная проблематика повестей и рассказов «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «После бала».
Особенности драматургии писателя («Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп»).
Взгляды Толстого на искусство («Что такое искусство?»). Отношение писателя к декадансу и модернизму.
Роман «Воскресение», социальная, философская и идейно-художественная проблематика. Воскресение Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Обличительный пафос, проблема революции и образы революционеров. Роль пейзажа в романе.
Жанровое и тематическое разнообразие толстовской публицистики. Толстой против войн и насилия, казней, изобличение их причин, корней и виновников («Царство божие внутри нас», «Одумайтесь», «Не убий», «Не могу молчать»). «Листки свободного слова» — уникальная страница в истории русской публицистики.
Завершение Толстым позитивной социальной и нравственно-этической программы, начатой Пушкиным, Гоголем, Достоевским.
Толстой как поборник мира («Доклад, подготовленный для конгресса мира в Стокгольме»).
Повесть «Хаджи-Мурат», история создания, работа над источниками. Идейный замысел повести. Синтез реального и вымышленного, сплав художественности и документальности. «Хаджи-Мурат" —завещание Толстого будущей литературе.
Художественный метод Толстого, особенности его языка, стиля, своеобразие психологического анализа. Основные этапы толстовского реализма.
Толстой в русской и зарубежной критике XIX века.
Традиции Толстого в русской, зарубежной, белорусской литературах ХХ века. Лев Толстой и Якуб Колас.
Мировое значение Толстого.
- Литературное движение 1850-1860-х годов
- Ф.И. Тютчев (1803 — 1873)
- Н.А. Некрасов (1821 — 1878)
- А.А. Фет (1820 — 1892)
- А.К. Толстой (1817 — 1875)
- Н.Г. Чернышевский (1828 — 1889)
- Н.А. Добролюбов (1836 — 1861)
- А.Ф. Писемский (1821 — 1881)
- И.А. Гончаров (1812 — 1891)
- И.С. Тургенев (1818 — 1883)
- А.Н. Островский (1823 — 1886)
- А.В. Сухово-кобылин (1817 — 1903)
- Литературное движение последней трети XIX века
- Н. Гарин-Михайловский, очерки, рассказы, автобиографическая тетралогия («Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»).
- Ф.М. Достоевский (1821 — 1881)
- М.Е. Салтыков-щедрин (1826 — 1889)
- Л.Н. Толстой (1828 — 1910)
- Н.С. Лесков (1831 — 1895)
- Г.И. Успенский (1843 — 1902)
- В.Г. Короленко (1853 — 1921)
- В.М. Гаршин (1855 — 1888)
- А.П. Чехов (1860 — 1904)
- Литература
- Художественные тексты
- Научная и критическая литература. Учебные пособия.
- Литература об отдельных авторах. А.И. Герцен
- А.В. Кольцов
- Ф.И. Тютчев
- Н.А. Некрасов
- А.А. Фет
- А.К. Толстой
- Демократическая поэзия и проза 60-х гг.
- Н.Г. Чернышевский
- Н.А. Добролюбов
- А.В.Сухово-кобылин
- А.Н. Островский
- И.А. Гончаров
- И.С. Тургенев
- Ф.М. Достоевский
- М.Е. Салтыков-щедрин
- Л.Н. Толстой
- Г.И. Успенский
- В.М. Гаршин
- В.Г. Короленко
- А.П. Чехов