logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

Ф.М. Достоевский (1821 — 1881)

Личность писателя. Основные факты его биографии. Особенности характера, жизненного и творческого поведения.

Начало литературной деятельности. Роман «Бедные люди» и эстетические принципы «натуральной школы». Новаторство стилистической манеры Достоевского. Раскрытие внутреннего процесса становления личности: утверждение достоинства «маленького человека». Принципиальное отличие Достоевского в его литературном дебюте от других писателей «гоголевского направления», введение в качестве предмета изображения второй действительности — самосознания героя.

Произведения Достоевского 2-ой половины 1840-х годов. Развитие и варьирование тем, сюжетов и стилистических приемов, присутствовавших в «Бедных людях» (повесть «Двойник», рассказ «Господин Прохарчин»). Возникновение темы мечтательства (роман «Белые ночи»).

Политическое преступление и наказание Достоевского: участие в социалистическом кружке Петрашевского, арест и инсценировка смертной казни, каторга и ссылка.

Возвращение в литературу. Сатирические повести «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон». Мастерство пародии и гротеска.

Изменение в мировоззрении Достоевского. Отказ от социалистических идеалов; становление почвеннических убеждений (публицистика в журналах «Время» и «Эпоха»).

Произведения начала 1860-х годов. «Записки из Мертвого дома» и «Униженные и оскорбленные». Их социальная и нравственно-психологическая проблематика.

Повесть «Записки из подполья» как своеобразная прелюдия ко всему последующему творчеству Достоевского. Проблемы личности и свободы, индивидуализма и эстетизма.

Творческая история, тема и герои романа «Игрок».

«Преступление и наказание» — новый тип романа в русской и мировой художественной литературе. Полифоничность этого произведения в связи с концепцией поэтики Достоевского, предложенной М. Бахтиным. Раскольников как «герой идеи» у Достоевского.

Проблема «положительно-прекрасного человека» в романе «Идиот». Князь Мышкин и идеальные представления писателя о человеческой личности. Герои романа. Вопросы современной Достоевскому российской жизни в авторских отступлениях. Приемы композиции.

«Бесы» как роман-предупреждение о социально-нравственных катастрофах вследствие насильственного претворения в жизнь идей социализма и революционного нигилизма. Второй план произведения: роман-трагедия о «великом грешнике». Исповедь Ставрогина в главе «У Тихона».

«Подросток» как "роман воспитания". «Золотой век» в социально-этической утопии писателя.

«Братья Карамазовы» — роман-синтез творческих идей Достоевского. Религиозно-философская и социальная проблематика. «Вечные вопросы» жизни и бессмертия, Бога и неверия, личности и свободы, красоты и страдания. Российская действительность в романе. Проблема главного героя: Алексей Карамазов. Философско-этические искания писателя и Иван Карамазов; идейно-художественный смысл глав «Бунт» и «Великий инквизитор». Исповеди Дмитрия Карамазова. Жанровые особенности романа.

Публицистика и проза в «Дневнике писателя».

Своеобразие художественного метода Достоевского. Его понимание действительности и типического в искусстве. Слово автора и слово героя в романах писателя, принципы композиции. Диалог и монолог. Детективные элементы сюжета. Художественное время и пространство. Наличие образов-«двойников». Предметная среда у Достоевского. Роль рассказчика-хроникера.

Художественное наследие Достоевского и мировая культура.

Достоевский в белорусском литературоведении.

Достоевский и современность.