logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

Н.С. Лесков (1831 — 1895)

Лесков — крупнейший летописец русской народной жизни XIX века. Масштабность социальной и этической проблематики, панорманость всесословных типов и человеческих характеров, многообразие бытовых укладов и традиций в его художественном наследии. Судьба русского крестьянства в его творчестве. Трагедия русской женщины в «Леди Макбет Мценского уезда». Радикалы и либералы, "нетерпеливцы" и "постепеновцы" в его антинигилистических романах «Некуда», «На ножах»; сочувственное отношение к «новым людям». Критические отзывы М.Салтыкова-Щедрина, Д.Писарева и др.

Эволюция мировоззренческой и художественной позиции Н.С. Лескова в 70—90-е годы. Сатирические тенденции творчества Лескова этого периода («Железная воля», «Административная грация», «Зимний день», «Полунощники», «Мелочи архиерейской жизни», «Загон», «Заячий ремиз», "Юдоль"). Эстетическая программа Лескова — "сберечь, сколь возможно, все черты народной красоты", проблема положительного героя в его уникальном цикле о праведниках («Соборяне», "Кадетский монастырь", «Несмертельный Голован», «Однодум», «Человек на часах»). Лесков о талантливости и самобытности миросозерцания русского человека («Запечатленный ангел», "Тупейный художник", «Очарованный странник», «Левша»). Своеобразие реализма Лескова.

Сатирическое мастерство Лескова ("Заячий ремиз", "Загон", "Чертовы куклы" и др.)

Цикл святочных рассказов ("Христос в гостях у мужика", "Путешествие с нигилистом", "Зверь", "Старый гений" и др.). Особенности поэтики произведений Лескова (полемическое начало, документальность, использование фольклора, сказочных и былинных мотивов, лубка, преданий и легенд, народность языка, многозначность слова и др.).

Богатство изобразительных средств, разнообразие повествовательных форм Лескова-художника, своеобразие его реализма, оригинальность Лесковского сказа как жанра.

"Лесков — волшебник слова" (М. Горький).

"Лесков — писатель будущего" (Л. Толстой).

Традиции Лескова в русской литературе ХХ в.