logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

М.Е. Салтыков-щедрин (1826 — 1889)

М.Е. Салтыков-Щедрин как создатель социально-политической сатиры мирового уровня. Ранний период творчества. Салтыков-Щедрин и Петрашевский. Связь с основными принципами "натуральной школы". Повести «Противоречия», «Запутанное дело». Своеобразие мировоззренческой позиции молодого Щедрина. Углубление реализма в «Губернских очерках». «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе». Переход от юмора к сарказму. Очерк-фельетон («Скрежет зубовный»).

Драматургические опыты Щедрина. Комедия "Смерть Пазухина". Драматургическая сатира "Тени".

Щедринская сатира 60-х годов. Проблема народа в «Письмах из провинции (6-е письмо)», «Помпадуры и помпадурши» и «История одного города» как сатира на бюрократию крепостнического режима. Разоблачение общественных порядков пореформенной России. Проблема народа и власти в «Истории одного города», образы и прообразы. Природа гротеска и символической образности в сатире Щедрина, элементы фольклора.

Творчество Щедрина 70-х годов. «Дневник провинциала в Петербурге». Картина оскудения господствующего сословия («Кузина Машенька»). Идейно-художественная проблематика романа «Господа Головлевы». Использование формы семейной хроники. Образ Иудушки как носителя определенной идеологии и морали. Иудушка и Тартюф. «Господа Головлевы» как социально-психологический роман, жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие романа. Цикл сатирических рассказов «Убежище Монрепо»: союз собственников и властных структур.

Критика Щедриным европейских социально-политических институтов и западной культуры («За рубежом»). Проблема буржуазной культуры.

Публицистические циклы Щедрина. Творчество Щедрина в 80-е годы. Обличение обывательщины в «Современной идиллии». Политическая острота, философская насыщенность и тематическое многообразие «Сказок» («Премудрый пескарь», «Здравомыслящий заяц», «Пропала совесть», «Либерал», «Вяленая вобла», «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве»), изображение народной жизни («Хозяйственный мужичок», «Портной Гришка», «Путем-дорогою»). Сказки как синтез идейно-творческих исканий сатирика. Своеобразие жанра литературной сказки Салтыкова-Щедрина. Связь с фольклорной и литературно-басенной традицией.

Циклы "Мелочи жизни". Изображение "среднего человека".

Щедрин о задачах литературы и ответственности писателя в очерке «Имярек» и в сказке «Приключение с Крамольниковым». Автобиографическая хроника «Пошехонская старина» — итог философско-этических исканий писателя.

Использование фантастики, гротеска, гиперболы, аллегории и пародии для создания сатирических типов. Эзопов язык писателя.

Роль и место Салтыкова-Щедрина в истории русской и мировой литературы.