logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

И.С. Тургенев (1818 — 1883)

Начало творческого пути. Образы и мотивы поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гете, Шиллера в лирике Тургенева («Утро туманное, утро седое», «Вечер», «В дороге»). «Премухинский роман». Романтические мотивы. Реалистические тенденции. Сближение с Белинским и «натуральной школой». Поэмы «Параша», «Помещик». «Стено», «Разговор», «Андрей».

Тургенев и романтизм. Усвоение концепции И.-Г.Фихте, Ф.-В. Шеллинга, опыта немецких романтиков, формирование концепции романтической личности. Сотрудничество в «Современнике». Первые рассказы и очерки из «Записок охотника», их антикрепостническая направленность. Особенности изображения крестьянина, русского национального характера. Внутреннее единство «Записок охотника»: образ охотника, цикличность. Искусство пейзажа. Своеобразие жанра. «Записки охотника» — художественная летопись русской народной жизни. Л.Толстой о «Записках охотника».

Драматургия Тургенева. Гоголевские традиции. Тематическое многообразие: защита личности против социального и семейного гнета («Нахлебник», «Холостяк»); проблема поколений («Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне»); трагический аспект социального эгоизма («Завтрак у предводителя»). Поэтика драм Тургенева.

«Новая» творческая манера Тургенева. Углубление психологизма. Появление лирической повести, «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Переписка», «Фауст», «Ася».

Тургенев — романист, жанрово-стилевое своеобразие его романов. Проблема положительного героя в романе "Рудин". Повести 50-х годов («Дневник лишнего человека», «Фуст», «Ася»). Роман «Дворянское гнездо». Концепция героя. Лаврецкий и Лиза. Тема родины, России. Статья Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rende-vous”.

Повесть «Первая любовь».

Тургенев и демократическое движение 60-х годов. Роман «Накануне». Инсаров и Елена. Оценка романа Добролюбовым("Когда же придет настоящий день?"). "Накануне" и статья Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот". Уход Тургенева из «Современника».

Роман «Отцы и дети» в литературно-общественной ситуации 60-х гг. Философский и нравственно-психологический смысл противостояния "отцов" и "детей". Начальный этап "русского нигилизма в освещении Тургенева. Социальная и общечеловеческая сторона конфликта. Сложность и неоднозначность образа Базарова. Жанровая специфика романа. Художественное мастерство романиста. Дискуссия об «Отцах и детях». Позиция журналов "Русский вестник", "Библиотека для чтения", "Современник" и др. Полемика Антоновича и Писарева. Философско-психологические повести "Призраки" и "Довольно" как отражение фатализма и исторического пессимизма Тургенева.

Изображение русской политической эмиграции в романе «Дым». Элементы памфлета и публицистики. Вопросы западничества и славянофильства. Потугин — идейный центр романа. Психологическая драма Литвинова. Вопрос о шопенгауэризме Тургенева. Проеблема национального характера в повестях "Странная история", "Часы" и др.

Тургенев и общественное движение 70-х гг. Роман «Новь», отражение в нем идей народничества. Образы Нежданова и Соломина, их роль в идейном содержании романа. Особенности стиля. Новое в жанровой структуре тургеневского романа.

Повести 70 — 80-х гг. «Вешние воды»: проблематика и художественное своеобразие.

«Стихотворения в прозе» как итог творчества писателя. Жанр и тематика "Стихотворений...".

Тургенев "демифологизатор" романного сюжета (Ю.Лотман). Открытия в области структуры повествования. Романтическая стилевая тенденция, символический и мифопоэтический подтекст.

Место Тургенева в блестящей плеяде русских художников слова XIX века. Тургенев как популяризатор русской литературы и культуры за рубежом, значение его творческого опыта для крупнейших писателей Запада —Флобера, Мериме, Мопассана, Золя, Джеймса, Хемингуэя, Ж.Санд, Э.Гонкура и др.

Тургенев и белорусская литература.