И.С. Тургенев (1818 — 1883)
Начало творческого пути. Образы и мотивы поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гете, Шиллера в лирике Тургенева («Утро туманное, утро седое», «Вечер», «В дороге»). «Премухинский роман». Романтические мотивы. Реалистические тенденции. Сближение с Белинским и «натуральной школой». Поэмы «Параша», «Помещик». «Стено», «Разговор», «Андрей».
Тургенев и романтизм. Усвоение концепции И.-Г.Фихте, Ф.-В. Шеллинга, опыта немецких романтиков, формирование концепции романтической личности. Сотрудничество в «Современнике». Первые рассказы и очерки из «Записок охотника», их антикрепостническая направленность. Особенности изображения крестьянина, русского национального характера. Внутреннее единство «Записок охотника»: образ охотника, цикличность. Искусство пейзажа. Своеобразие жанра. «Записки охотника» — художественная летопись русской народной жизни. Л.Толстой о «Записках охотника».
Драматургия Тургенева. Гоголевские традиции. Тематическое многообразие: защита личности против социального и семейного гнета («Нахлебник», «Холостяк»); проблема поколений («Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне»); трагический аспект социального эгоизма («Завтрак у предводителя»). Поэтика драм Тургенева.
«Новая» творческая манера Тургенева. Углубление психологизма. Появление лирической повести, «Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Переписка», «Фауст», «Ася».
Тургенев — романист, жанрово-стилевое своеобразие его романов. Проблема положительного героя в романе "Рудин". Повести 50-х годов («Дневник лишнего человека», «Фуст», «Ася»). Роман «Дворянское гнездо». Концепция героя. Лаврецкий и Лиза. Тема родины, России. Статья Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rende-vous”.
Повесть «Первая любовь».
Тургенев и демократическое движение 60-х годов. Роман «Накануне». Инсаров и Елена. Оценка романа Добролюбовым("Когда же придет настоящий день?"). "Накануне" и статья Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот". Уход Тургенева из «Современника».
Роман «Отцы и дети» в литературно-общественной ситуации 60-х гг. Философский и нравственно-психологический смысл противостояния "отцов" и "детей". Начальный этап "русского нигилизма в освещении Тургенева. Социальная и общечеловеческая сторона конфликта. Сложность и неоднозначность образа Базарова. Жанровая специфика романа. Художественное мастерство романиста. Дискуссия об «Отцах и детях». Позиция журналов "Русский вестник", "Библиотека для чтения", "Современник" и др. Полемика Антоновича и Писарева. Философско-психологические повести "Призраки" и "Довольно" как отражение фатализма и исторического пессимизма Тургенева.
Изображение русской политической эмиграции в романе «Дым». Элементы памфлета и публицистики. Вопросы западничества и славянофильства. Потугин — идейный центр романа. Психологическая драма Литвинова. Вопрос о шопенгауэризме Тургенева. Проеблема национального характера в повестях "Странная история", "Часы" и др.
Тургенев и общественное движение 70-х гг. Роман «Новь», отражение в нем идей народничества. Образы Нежданова и Соломина, их роль в идейном содержании романа. Особенности стиля. Новое в жанровой структуре тургеневского романа.
Повести 70 — 80-х гг. «Вешние воды»: проблематика и художественное своеобразие.
«Стихотворения в прозе» как итог творчества писателя. Жанр и тематика "Стихотворений...".
Тургенев "демифологизатор" романного сюжета (Ю.Лотман). Открытия в области структуры повествования. Романтическая стилевая тенденция, символический и мифопоэтический подтекст.
Место Тургенева в блестящей плеяде русских художников слова XIX века. Тургенев как популяризатор русской литературы и культуры за рубежом, значение его творческого опыта для крупнейших писателей Запада —Флобера, Мериме, Мопассана, Золя, Джеймса, Хемингуэя, Ж.Санд, Э.Гонкура и др.
Тургенев и белорусская литература.
- Литературное движение 1850-1860-х годов
- Ф.И. Тютчев (1803 — 1873)
- Н.А. Некрасов (1821 — 1878)
- А.А. Фет (1820 — 1892)
- А.К. Толстой (1817 — 1875)
- Н.Г. Чернышевский (1828 — 1889)
- Н.А. Добролюбов (1836 — 1861)
- А.Ф. Писемский (1821 — 1881)
- И.А. Гончаров (1812 — 1891)
- И.С. Тургенев (1818 — 1883)
- А.Н. Островский (1823 — 1886)
- А.В. Сухово-кобылин (1817 — 1903)
- Литературное движение последней трети XIX века
- Н. Гарин-Михайловский, очерки, рассказы, автобиографическая тетралогия («Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»).
- Ф.М. Достоевский (1821 — 1881)
- М.Е. Салтыков-щедрин (1826 — 1889)
- Л.Н. Толстой (1828 — 1910)
- Н.С. Лесков (1831 — 1895)
- Г.И. Успенский (1843 — 1902)
- В.Г. Короленко (1853 — 1921)
- В.М. Гаршин (1855 — 1888)
- А.П. Чехов (1860 — 1904)
- Литература
- Художественные тексты
- Научная и критическая литература. Учебные пособия.
- Литература об отдельных авторах. А.И. Герцен
- А.В. Кольцов
- Ф.И. Тютчев
- Н.А. Некрасов
- А.А. Фет
- А.К. Толстой
- Демократическая поэзия и проза 60-х гг.
- Н.Г. Чернышевский
- Н.А. Добролюбов
- А.В.Сухово-кобылин
- А.Н. Островский
- И.А. Гончаров
- И.С. Тургенев
- Ф.М. Достоевский
- М.Е. Салтыков-щедрин
- Л.Н. Толстой
- Г.И. Успенский
- В.М. Гаршин
- В.Г. Короленко
- А.П. Чехов