logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

А.К. Толстой (1817 — 1875)

Начало творческого пути. Рання мистико-фантастическая проза. Повесть «Упырь». Дилогия («Семья вурдалака», «Встреча через триста лет»).

Философская, пейзажная и любовная лирика («И.С. Аксакову», «Пустой дом», «Колокольчики мои», «Острою секирою ранена береза», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Средь шумного бала», «То было раннею весной»). Эстетическая программа Толстого-поэта («Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель»). Своеобразие общественно-этической позиции («Двух станов не боец, а только гость случайный»). Взгляды на историю. Своеобразие позиции в литературно-общественной борьбе.

Жанровое многообразие творчества (роман, драматическая трилогия, поэмы, лирика).

Интимная и пейзажная лирика. Философские мотивы в поэзии. Традиции романтизма. Пластичность образов. Своеобразие и сложность ритмики. Романсы на стихи А.К.Толстого (П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, М.П.Мусоргский и др.).

Сатиры и пародии Козьмы Пруткова, высмеивание негативных явлений искусства и действительности. «Военные афоризма». Сатирическое обличение военщины, солдафонства.

Критика крепостнической России («Сон Попова», «История государства Российского»). Исторические баллады («Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов»). Былины-баллады («Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др. Драматическая поэма «Дон Жуан». Притча «Правда».

Идейно-художественная проблематика романа «Князь Серебряный», авторская трактовка эпохи Ивана Грозного.

Драматургия Толстого. Трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Её место в русккой исторической драматургии.

История и фольклор в поэзии Толстого («Илья Муромец», «Садко», «Алеша Попович»). Переводы из Дж. Байрона, А.Шенье, Гете, Гейне.

Проблема художественного метода Толстого. Место Толстого в истории русской литературы и культуры.