1Де тебе тревога путь пересекла?..
Нет, я вижу стену только — и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара — расстрел мужа Николая Гумилёва и арест единственного сына, — она создает свой шедевр — “Реквием”. Посвящение всем жертвам кровавого террора, обвинение и обличение власти, повествование о страданиях невинных людей — все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта “Реквиема” в то время не существовало:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных “марусъ”…
Подобные строки — это был фактически смертный приговор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда Чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе. Она предвидела, что на долю ее соотечественников выпадет еще более тяжкое и страшное испытание. И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.
И вот это случилось. Война... Она застала Ахматову в Ленинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спасительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенское и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве.
Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благополучия даже от своих родителей, в сердцах исконно русских людей, пронесших веру в истинные человеческие ценности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик. Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.
- 9. Лирика Ахматовой
- 5 Марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.
- 1Де тебе тревога путь пересекла?..
- 10. Лирика о.Э.Мандельштама.
- 1 Мая 1919 года в киевском кафе «хлам» Мандельштам знакомится с двадцатилетней Надеждой Хазиной, которая в 1922 году стала его женой.
- V.Политическая тема звучала в поэзии Мандельштама еще до революции.
- 11. Футуризм в русской поэзии.
- 12. Лирика в.В.Маяковского. Лирика в.В. Маяковского
- 13. Лирика с.А. Есенина.
- 14. Художественный мир и.А. Бунина.
- 15. Художественный мир а.И. Куприна.
- 16. М. Горький: жизнь и творчество. Максим Горький - жизнь и творчество.
- 17. Художественный мир и.С. Шмелёва.
- 18. Гражданская война в литературе 1920-х гг. (Фадеев «Разгром», Серафимович «Железный поток», Фурманов «Чапаев», Бабель «Конармия»)
- 1. Морозка
- 2. Мечик
- 3. Шестое чувство
- 6. Левинсон
- 10. Начало разгрома
- 3.2 Ранняя сатирическая проза м. Булгакова
- 3. Сатира-предупреждение в повестях м. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
- 20. Тема гражданской войны в романе м.А. Булгакова «Белая гвардия».
- 21. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Жанр. Композиция. Проблематика.
- Глава 1. Основные черты, характерные для творчества м. Зощенко.
- 1.2. Тематика и проблематика рассказов.
- 1.3. Двадцатые годы глазами героев Михаила Зощенко.
- Глава 2. Художественное своеобразие рассказов Михаила Зощенко.
- 2.1. Особенности механизма смешного в творчестве писателя.
- 2.2. Роль предметной детали в показе ущербности отношений между мужчиной и женщиной.
- 2.3. Языковые особенности рассказов.
- 26. Социальные обобщения в повести а.П. Платонова «Котлован».
- 27. А. Н. Толстой. Своеобразие творчества.
- 28. Роман а. Н. Толстого «Петр Первый», своеобразие повествовательной системы.
- 29. . Б.Л. Пастернак: творческий путь. Лирика.
- 30. Проблема личности в романе б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
- 31. А.Т. Твардовский. «Книга про бойца» «Василий Теркин».
- 34. «Тихий Дон» м.А. Шолохова как роман-эпопея.
- 35. Роман м.А. Шолохова «Поднятая целина». Мастерство создания характеров.
- 36. Ф. А. Абрамов. Романная трилогия «Братья и сестры».
- 37. В. П. Астафьев. Классика и современность. «Царь рыба».
- 38. В. П. Астафьев. Человек и война в романах «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты».
- 39. В. Г. Распутин. Вечные темы в творчестве «Последний срок», «Прощание с матерой».
- 40. Социальный анализ в повести в.Г. Распутина «Пожар».
- 41. Творческий путь а. И. Солженицына.