«Стихи о Прекрасной Даме» - первый этап «трилогии Вочеловечивания» Блока. Биографические и философские основы цикла
Блок живет не среди небожителей, а в реальном мире, где постоянны трудности и потери. Он видит все, как через увеличительное стекло, сквозь призму своего таланта. Не повседневная суета интересует и влечет поэта. Он пророк и сквозь мглу времени чувствует «неслыханные перемены», «невиданные мятежи». Уже в раннем стихотворении «Гамаюн, птица вещая» поэт намечает свой
творческий путь — правдивый и тернистый, отмеченный душевными муками и разочарованиями. Взросление художника происходит на фоне революционных перемен. Поэт влюблен в реальную женщину, свою будущую жену, Любовь Дмитриевну Менделееву, и в вечную женственность. Он связывает с ней образ Родины, «Вечной жены» и «Прекрасной
Дамы». Твой образ чудится невольно Среди знакомых пошлых лиц. Порой легко, порою больно Перед Тобой не падать ниц. Любовь несет поэту возможность возвыситься до понимания высшего смысла бытия. Блок видит в своей возлюбленной идеал женственности и красоты. Иногда она принимает черты конкретного человека, но чаще — это символ прекрасного и божественного дара, полученного поэтом за его преклонение и любовь. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней Позже поэт узнает разочарования и измены, потери и испытания. Переживаемые Родиной невзгоды Блок будет оплакивать как личную драму.
Начальный период творческого пути А. Блока отмечен страстным ожиданием вселенского обновления. В «Стихах о Прекрасной Даме» (1897-1904) звучат мистические грезы об идеале, идея-мечта о грандиозных событиях, ожидание «огненных бурь» и потрясений. Зрелые стихотворения поэта все чаще пронизывают чувство необходимости установить новые отношения с действительностью. В письме к С.М. Соловьеву от 8 марта 1904 года А. Блок признается: «Во мне что-то обрывается, и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как когда реже».
В ранних стихотворениях Блока настроение лирического героя отражают философию упадка. Ощущение тоски, усталости и отчаяния характеризуют многие стихотворения поэта («Я стар душой…»), но создается предощущение, что печаль и тягостные сомнения не исчерпывают жизнь, цель которой в постижении сверх личностного идеала. В лирике Блока настойчиво звучат мотивы «преддверья» перемен, движения к спасению.
В «Стихах и Прекрасной Даме» намечается оригинальное свойство блоковского восприятия мира – искренность переживаний. Поэт не боится упреков в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира: «…Только влюбленный имеет право на звание человека». Чувство, убеждает поэт, упраздняет эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям Красоты и Добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни.
В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства. Эта готовность пожертвовать собой обличает Блока от таких поэтов-символистов, как Ф. Сологуб, И. Анненский, которые признавали в любви только реальность приносимых ею страданий. Лирический герой пересматривает традиции средневековой литературы. Тема подвига получает в поэзии Блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно-вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения «тайного союза» с чувственной природой мироздания. Тем не менее ощущается, что Блок отдает явное предпочтение антиаскетизму. Прекрасная Дама уничтожает «страх сердечный», она поет «сладостно и нежно», навеки «ласковые сны».
- Понятие «серебряный век в русской поэзии». Традиции и новаторство
- Теоретические основы символизма. Эволюция русского символизма
- «Стихи о Прекрасной Даме» - первый этап «трилогии Вочеловечивания» Блока. Биографические и философские основы цикла
- Циклы «Город» и «Снежная маска» как характерные произведения второго этапа эволюции Блока
- Образ Демона в стихах периода «антитезы»
- Стихотворение «Незнакомка»: трактовки в критике, композиция, пафос, образы-символы
- Циклы «Ямбы», «Родина» как произведения завершающего периода эволюции Блока
- Брюсов – вождь русского символизма. Поэзия «монументального стиля»
- Декадентские мотивы в лирике ф.Солоуба. Символизм в романе «Мелкий бес»
- Солнечная мифология Бальмонта
- Эволюция символизма а.Белого: от «Золота в лазури» - к «Пеплу»
- «Кларизм» в поэзии м.Кузмина
- Эстетические принципы акмеизма
- Эволюция лирического героя н.Гумилева
- Психологизм ранней лирики а.Ахматовой
- Лирический характер в поэзии м.Цветаевой
- Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910-х годов
- Своеобразие футуризма и.Северянина или в.Хлебникова (по выбору)