28. Роман а. Н. Толстого «Петр Первый», своеобразие повествовательной системы.
Пётр Первый — роман А. Н. Толстого.
Толстой начал работу над романом в 1929 году. Две первых книги были закончены к 1934 году. Незадолго перед своей смертью в 1945 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года.Содержание [убрать]
Краткое содержание
Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича — сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её любовник, князь Василий Голицын, Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс — все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками. С трудом, с помощью флота был взят Азов, что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей.
Смысл романа Пётр Первый
Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям. Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди — современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях. Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался — он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне. Кульминацией и концом романа — результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице — Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы — генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…». Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее.
Описание действующих лиц
Артамон Сергеевич Матвеев — боярин
Патриарх Иоаким — патриарх
Наталья Кирилловна Нарышкина — царица
Иван Кириллович Нарышкин — брат царицы
Карлик — служивый Ивана Кирилловича
Алексей Иванович Бровкин (Алёшка) — сын Ивашки Бровкина, друг Алексашки
Иван Артемич Бровкин (Ивашка Бровкин) — отец Алёшки
Пётр Алексеевич Романов — царь
Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа
Пыточные записи конца XVII века, собранные профессором Н. Я. Новомбергским и переданные писателю историком Калмашом В. В. в конце 1916 года.
- 9. Лирика Ахматовой
- 5 Марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.
- 1Де тебе тревога путь пересекла?..
- 10. Лирика о.Э.Мандельштама.
- 1 Мая 1919 года в киевском кафе «хлам» Мандельштам знакомится с двадцатилетней Надеждой Хазиной, которая в 1922 году стала его женой.
- V.Политическая тема звучала в поэзии Мандельштама еще до революции.
- 11. Футуризм в русской поэзии.
- 12. Лирика в.В.Маяковского. Лирика в.В. Маяковского
- 13. Лирика с.А. Есенина.
- 14. Художественный мир и.А. Бунина.
- 15. Художественный мир а.И. Куприна.
- 16. М. Горький: жизнь и творчество. Максим Горький - жизнь и творчество.
- 17. Художественный мир и.С. Шмелёва.
- 18. Гражданская война в литературе 1920-х гг. (Фадеев «Разгром», Серафимович «Железный поток», Фурманов «Чапаев», Бабель «Конармия»)
- 1. Морозка
- 2. Мечик
- 3. Шестое чувство
- 6. Левинсон
- 10. Начало разгрома
- 3.2 Ранняя сатирическая проза м. Булгакова
- 3. Сатира-предупреждение в повестях м. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
- 20. Тема гражданской войны в романе м.А. Булгакова «Белая гвардия».
- 21. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Жанр. Композиция. Проблематика.
- Глава 1. Основные черты, характерные для творчества м. Зощенко.
- 1.2. Тематика и проблематика рассказов.
- 1.3. Двадцатые годы глазами героев Михаила Зощенко.
- Глава 2. Художественное своеобразие рассказов Михаила Зощенко.
- 2.1. Особенности механизма смешного в творчестве писателя.
- 2.2. Роль предметной детали в показе ущербности отношений между мужчиной и женщиной.
- 2.3. Языковые особенности рассказов.
- 26. Социальные обобщения в повести а.П. Платонова «Котлован».
- 27. А. Н. Толстой. Своеобразие творчества.
- 28. Роман а. Н. Толстого «Петр Первый», своеобразие повествовательной системы.
- 29. . Б.Л. Пастернак: творческий путь. Лирика.
- 30. Проблема личности в романе б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
- 31. А.Т. Твардовский. «Книга про бойца» «Василий Теркин».
- 34. «Тихий Дон» м.А. Шолохова как роман-эпопея.
- 35. Роман м.А. Шолохова «Поднятая целина». Мастерство создания характеров.
- 36. Ф. А. Абрамов. Романная трилогия «Братья и сестры».
- 37. В. П. Астафьев. Классика и современность. «Царь рыба».
- 38. В. П. Астафьев. Человек и война в романах «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты».
- 39. В. Г. Распутин. Вечные темы в творчестве «Последний срок», «Прощание с матерой».
- 40. Социальный анализ в повести в.Г. Распутина «Пожар».
- 41. Творческий путь а. И. Солженицына.