logo search
Istoria RAPP

Леопольд Авербах

Леопольд Леонидович Авербах считается одним из основателей РАППа. Он редактировал журнал «Молодая гвардия», газету «Уральский рабочий»; член редколлегии «На посту», а с основания журнала «На литературном посту» – был его ответственный редактор.

Из теоретических и публицистических работ Авербаха наиболее известны его дискуссии: с Воронским – о возможности существования пролетарской литературы, с Плетневым – о сути пролетарской культуры и пролеткульте. Кроме того, его руке принадлежат следующие работы: «Большевистская весна», «За пролетарскую литературу» (1926), «Наши литературные разногласия», «Писатель болен» (совм. с Мариэттой Шагинян), «Современная литература и вопросы культурной революции», «Ленин и юношеское движение» с предисловием Л. Троцкого, «На путях культурной революции», «Вопросы юношеского движения и Ленин» (1924 г.). Наиболее известны его сборники статей: «Культурная революция и вопросы современной литературы» (1928), «О задачах пролетарской литературы» (1928).

В 1925 составил «Апрельские тезисы», в которых причинами кризиса в литературе объявил «переход отдела печати ЦК от недоброжелательного нейтралитета к враждебным выступлениям против напостовцев». В 1926 выступил в журнале «Большевик» с заявлением об обострении классовой борьбы в культуре: «Кто кого переработает – массы ли старую культуру сумеют разбить на кирпичи, или здание целостной старой культуры окажется сильнее пролетарского культурничества».

В журнале «На посту» Авербах пытался утвердить личную диктатуру, выступая с нападками на писателей-попутчиков. Его образ выведен в лице одного из наиболее агрессивных литкритиков в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Латунский). Способствовал появлению поэмы Д. Бедного «Слезай с печати», после чего выдвинул лозунг «одемьянивания» литературы.

Излагая азы концепции «большого искусства большевизма», Л. Авербах подчеркивал, что «это не искусство отклика и отражения...». «Ибо, – развивал он свою мысль, отражение действительности «свидетельствует о малом осмысливании, о низком осмысливании, о поверхностном осмысливании». Художественное творчество должно быть активным, качественно новым: «мы должны превзойти Шекспира и Толстого, т. е. средствами искусства лучше служить нашему классу и нашим идеям, чем любые художники прошлого». Прообразом «большого искусства» для Авербаха являлось, например, творчество В. Киршона, М. Голодного и А. Безыменского. Полного успеха пролетарская литература достигнет, утверждал он, когда добьет «воронщину» и «булгаковщину».

Он с пафосом писал о необходимости активного отношения к действительности, о том, что есть только два пути, а третьего не дано: или, как доказывал Авербах, «встать к станку», и тогда писатель «преобразится», или уйти «в далекую от современности мещанскую квартирку», и тогда писатель будет потерян для современности и дела революции. Разумеется, на все вопросы Леопольд Леонидович Авербах ответил бы, что он советовал писателю «встать к станку» не в прямом, а в переносном смысле – овладения передовым мировоззрением, и быть «на посту» не мешает занимать хорошую квартиру.

В 1937 Авербах и его соратники были арестованы. По заявлению критика В.Я. Кирпотина, они «доказывали, что они самые ортодоксальные, самые что ни на есть лучшие проводники линии партии в литературе». «Авербаховщина – яд и разложение в литературной среде», - писал Кирпотин.