logo
Istoria RAPP

Георгий Горбачев

До 1925 стоял в стороне от литературной дискуссии и организованного пролетарского литературного движения. Весной 1925 г. в открытом письме редактору «Звезды», И. Майскому, солидаризировался с основными положениями напостовства. После раскола напоcтовства примкнул к «напостовскому меньшинству», участвовал во всех его печатных и устных выступлениях.

Методологическая задача марксистской критики, по мнению Горбачева, «сводится к необходимости найти способы научно анализировать художественное произведение как единое органическое целое, как диалектический синтез идейно-жизненного материала и “формы”, т.е. конструктивных принципов». Однако этот синтетический охват литературных явлений чужд Горбачеву. Там, где он анализирует идейную устремленность творчества, равнодушно проходит мимо средств выражения, мимо тех особенностей поэтического произведения, которые отличают его от памятника общественной мысли. Таковы его очерки о Некрасове, Толстом, Достоевском, Андрееве и др., объединенные в его сборнике «Капитализм и русская литература». Наоборот, там, где Горбачев пытается изучать «форму», он чересчур доверчиво пользуется формалистическими изысканиями Эйхенбаума и Жирмунского (глава об Анне Ахматовой в «Очерках русской литературы» и очерк о Блоке). Изучения художественного произведения во всей его органичности найти не приходится; его книги сохраняют ценность более или менее систематических обзоров.

В своих критических работах («Против литературной неграмотности») Горбачев выступает поборником художественной учебы пролетарских писателей, ратует за большую общественную актуальность современной литературы. Однако концепция левого напостовства, на основе которой развернуты эти статьи, делает их спорными.