logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

В.Г. Короленко (1853 — 1921)

Основные этапы жизненной и творческой биографии, оригинальность писательской индивидуальности Короленко.

Короленко в Петербурге, начало литературной деятельности. Ссылки, тюрьмы, этапы –– жизненные «университеты» Короленко 70-80-х годов. Сибирские рассказы и повести, образы революционеров и протестантов, их возвышенность и поэтичность, характеры и типы ссыльных и каторжных («Чудная», «Яшка», «Мороз», «Марусина заимка», «Федор Бесприютный», «Черкес», «Убивец» и др.). Мечтатели и правдоискатели в очерках писателя («Соколинец», «Государевы ямщики», «Феодалы»). Стихийная мощь, душевная красота, сила и одухотворенность представителей из народных низов («Сон Макара», «Река играет», «В дурном обществе», «Слепой музыкант», «Лес шумит»). Цикл аллегорических повестей и прозаических миниатюр («Сказание о Флоре, Агриппе и Минахеме», «Тени», «Парадокс», «Море», «Мгновение», «Огни»). «Романтизм в реализме» сибирских рассказов и повестей, живописность пейзажа, выразительность слова, мелодичность стиля.

Неприятие теории «малых дел», раскрытие диалектики человечности в бесчеловечных социальных условиях («В облачный день», «Не страшное»).

Короленко как историк, интерес к историческому прошлому России («Набеглый царь», «Современная самозванщина», «Легенда о царе и декабристе», «Падение царской власти» и др.).

Цикл путевых очерков («В пустынных местах», «Над лиманом», «У казаков», «Наши на Дунае», «Нирвана»).

Поездка в Америку в 1893 году, изображение капиталистического «благоденствия» («Драка в доме», «В борьбе с дьяволом», «Фабрика смерти», «Без языка»).

Публицистика Короленко («Павловские очерки», «В голодный год», «Мултанское жертвоприношение», «Дело Бейлиса», «Дом № 13», «Бытовое явление», письма к Луначарскому). Художественность и образность публицистики, активность и мужественность общественной позиции Короленко-публициста.

Проблема художественного метода Короленко. Аллегоризм, символика, очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм и музыкальность речи.

Короленко как редактор журнала «Русское богатство». Работа над монументальным творением «История моего современника». Воспоминания и литературные портреты (Белинского, Гаршина, Глеба Успенского, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова). Короленко и Толстой, Чехов, Горький.

Короленко –– «идеальный образ русского писателя» (А.М. Горький)