logo search
Vse_ostalnoe / программа 2-й пол Х1Х векат

И.А. Гончаров (1812 — 1891)

Основные вехи жизненной и творческой биографии.

Элементы натурализма и романтизма в раннем творчестве Гончарова («Лихая болесть», «Счастливая ошибка», «Иван Саввич Поджабрин»).

Эстетическая эволюция молодого Гончарова, путь от романтизма к реализму. Роль "натуральной школы" в становлении творческой индивидуальности писателя. "Обыкновенная история", её жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие. Традиционное и новаторское в "Истории". Функция антитезы в произведении, сопоставление и противопоставление патриархального и буржуазного миров. "Сползание" "трижды романтика" (Белинский) Алуева-младшего от идеализма и мечтательности к пылкому позитивизму и заурядному практицизму. "Диалогический конфликт" как одна из основ структуры "Обыкновенной истории". Позиция автора в романе. Особенности юмора. Белинский о романе.

Художественные особенности "Фрегат Паллады" как жанра "путешествий". Значение произведения в жизни и творчестве Гончарова. Своеобразие жанра, синтез документальности и художественности. Постановка важнейших социально-исторических и философских проблем времени. Гончаров о сути западной цивилизации в Африке и на Востоке. Мастерство Гончарова-публициста.

"Обломов" — вершина художественного творчества писателя. Традициии Пушкина, Гоголя, европейских романистов в "Обломове". Эпическая масштабность, социальная и психологическая емкость художественного типа Обломова. Сущность обломовщины. Изображение интеллектуальной и нравственной атмосферы "обломовской эпохи". Глубина авторского понимания загадок и тайн человеческого бытия и человеческих характеров, уровень их художественного постижения и отображения. Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в художественной структуре романа. Захар в галерее пушкинского Савельича и гоголевского Осипа. Роль детали, комическое и трагическое. Мастерство художественной типизации. Современное, сиюминутное и непреходящее, вечное в романе. "Обломов" в русской критике (Добролюбов, Дружинин, Писарев).

Гончаров о путях русского и всемирного прогресса Роман "Обрыв", отражение в нем борьбы старого и нового в условиях пореформенной России. Авторская защита патриархальных основ морали. Образ Райского, тема искусства. Духовно-нравственные искания главных персонажей романа. Татьяна Марковна и Марфинька в "Обрыве". Образ Веры как художественное открытие Гончарова. Марк Волохов — разночинец и нигилист. Принципы композиции романа, своеобразие жанра и сюжета. Смысл названия романа. Гончаров о своем романе ("Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв").

Внутренне единство трилогии Гончарова, реалистическая достоверность в отражении коренных проблем действительности. Статья Гончарова "Лучше поздно, чем никогда". Заслуги Гончарова в становлении русского реалистического романа. Художественное мастерство писателя.

Значение Гончарова в истории русской и мировой литературы и культуры.