logo search
зарубежка зачет

12. « Предисловие к «Кромвелю» Виктора Гюго.

Виктор Гюго (1802-1885)Жизненный путь. Виктор Гюго родился в Безансоне, в семье наполеоновского полковника, позднее генерала. Вместе с отцом, который участвовал в наполеоновских походах, Гюго в детстве побывал в Италии и Испании. Вернувшись в Париж, он поступил в пансион, а затем в коллеж. Уже в раннем возрасте проявилось его поэтическое дарование. Восемнадцати лет Гюго получил титул «магистра поэзии». В первые годы Реставрации он стоял на позициях реакционного романтизма.

Разрыв Гюго с реакционным романтизмом происходит в середине 20-х годов.

В 1827 году он создает свою первую историческую драму из времен английской буржуазной революции — «Кромвель», которая и явилась переходом Гюго на новые позиции,— на позиции прогрессивного романтизма.

Приближалась Июльская революция, прогрессивные слои общества мобилизовали силы на борьбу с реакцией. Гюго пересматривает свои политические и литературные взгляды, убеждается в ошибочности своих прежних позиций. Он приветствует Июльскую революцию 1830 года. Откликом на нее явился первый крупный исторический роман Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831). Политические взгляды и симпатии Гюго были противоречивы и неустойчивы на протяжении всего его творчества. Защищая «отверженных» не только в тот период, когда был написан роман под этим названием (60-е годы), но и гораздо раньше, уже во второй половине 20-х, а затем в 30-х годах, Гюго, однако, считал возможным принимать милостивое внимание короля Луи Филиппа.

Проблема социальной несправедливости начала волновать писателя с первых же шагов его творчества. В 30-х годах эта тема зазвучала с большой силой в повести о рабочем, осужденном на смерть за бунт («Клод Ге», 1834), и в драмах, в которых выступают герои-демократы и простые труженики, всегда более благородные, более честные, чем короли и аристократы («Мария Тюдор», «Король забавляется», «Рюи Блаз»).

Противоречива была политическая позиция Гюго и в период революции 1848 года. Как депутат Учредительного собрания, Гюго выдвигает вначале очень умеренную программу. Революционной роли восставших в июне 1848 года рабочих он не понял. Но, верный своим демократическим симпатиям, Гюго активно выступал в защиту участников июньского восстания, и ему удалось спасти некоторых осужденных на казнь.

Во время политического переворота 2 декабря 1851 года, когда власть во Франции захватил президент второй республики Луи Бонапарт, Гюго, демократ и республиканец, решительно выступил против узурпатора. А когда через год новый правитель объявил себя императором Наполеоном III, Гюго оказался в числе немногих, кто не пошел ни на какие соглашения с императором. Эта вражда Гюго к узурпатору не прекращалась до самого падения Наполеона в 1870 году.

Когда император предложил Гюго вернуться во Францию, обещая ему «прощение», Гюго отказался, сказав: «Вернусь во Францию тогда, когда туда вернется свобода».

Гюго вернулся во Францию во время франко-прусской войны. Разгром Франции поразил его. Он пытается обратиться к пруссакам с воззванием, рассчитывая на свою популярность; разумеется, на эти воззвания пруссаки не обратили никакого внимания, и война, явившаяся страшным бедствием для его родины, продолжалась.

Отношение Гюго к Парижской коммуне также было весьма противоречиво. Ненавидя деспотизм, он восхищался героизмом коммунаров, ценой жизни отстаивающих свободу, но их метод революционного террора он осудил, в то же время смело защищая осужденных на смерть коммунаров после разгрома Коммуны.

В 1881 году, когда Гюго исполнилось 79 лет, был отпразднован его юбилей. Это был настоящий национальный праздник во Франции. Поэта чествовали, его дом был завален цветами, на сцене парижского театра давался в сотый раз спектакль «Эрнани» с участием знаменитой французской актрисы Сары Бернар.

Гюго умер, когда ему было 83 года.

Перед смертью, подводя итоги своему творчеству, Гюго сам о себе говорил следующее: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых; я восстановил в правах человека: шута, лакея, каторжника и проститутку».

Один французский критик сказал о Гюго: «Когда Гюго родился, XIX веку было всего два года. Когда поэт умер, веку оставалось жить еще 15 лет, и все-таки век состарился раньше, чем Виктор Гюго».

Гюго писал более 60 лет. Его литературное наследство огромно. Он оставил 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоретических работ — всего 79 томов.

Ранние произведения Гюго. Гюго прошел долгий жизненный и творческий путь. Изучая его, необходимо учитывать сложную эволюцию писателя, обусловленную объективным ходом исторического развития Франции на протяжении 20—80-х годов XIX в.

Раннее творчество Гюго было связано с реакционным романтизмом. В первом томе «Од и баллад» (1822) он резко осуждает революцию. Ненависть к тирании и защита угнетенных («Ган Исландец», 1821; «Бюг Жаргаль», 1823) противоречиво соединяются у него с монархическими и аристократическими симпатиями.

Ранние романы Гюго, особенно «Ган Исландец», выдержаны в стиле так называемого «неистового романтизма». «Ган Исландец» изобилует ужасами, казнями, пытками и т. п. В характерах героев преобладает одна какая-либо черта: злодеи способны на любые преступления, жестокость, предательства; благородные превращаются в идеал добродетели без единого темного пятна (Орденер). Добро и зло — две силы, находящиеся в вечной борьбе; добро всегда торжествует и побеждает.

Переход на позиции прогрессивного романтизма. Предисловие к драме «Кромвель». Второй этап творчества Гюго связан с его переходом на позиции прогрессивного романтизма. Усиление реакции, которое наблюдается к концу Реставрации, заставляет его пересмотреть свои прежние политические и эстетические взгляды. Приближалась революция 1830 года. Широкая волна народного протеста против Реставрации и ее правителей нарастала в страйе. Гюго понял, что шел до сих пор неправильным путем, защищая старый порядок.

С присущим ему пылом Гюго включается в борьбу против реакции и становится во второй половине 20-х годов главой школы прогрессивных романтиков. Активность была яркой чертой характера и творчества Гюго. Он говорил о себе: «Я пишу одной рукой, а борюсь двумя».

К этому периоду творчества Гюго относится интересный теоретический документ — предисловие к драме «Кромвель» (1827), которое справедливо считается «манифестом» прогрессивного романтизма.

Одним из главных вопросов, поставленных Гюго в «Предисловии», был вопрос о происхождении жанров. Он берет основные, установленные еще Аристотелем жанры — лирику, эпос и драму,— и хочет проследить их возникновение. В отличие от классиков, имея своим предшественником в разработке теоретических проблем Жермену де Сталь, Гюго вводит исторический принцип в свое исследование. Он считает, что история жанров должна рассматриваться в строгой связи с историей человеческого общества. Историю развития человечества и его культуры он понимает ошибочно; у него своя собственная историческая концепция, далекая от подлинной научности, но важно то, что Гюго, направляя свою работу против классицизма, исторический подход к литературе считает обязательным. По его мнению, человечество прошло три эпохи, и каждой из них соответствовал определенный жанр.

Первый этап — это первобытная эпоха, когда человек впервые стал отделять себя от вселенной, стал противопоставлять свое «я» миру; первое чувство, которое в нем вызвало созерцание вселенной, был восторг перед творением бога, создавшего мир таким прекрасным. Поэзия первобытной эпохи — это лирика, а величайшее произведение ее — Библия.

Второй период в истории человечества Гюго называет античной эпохой. В это время человек переходит к созданию об« щества. Широкая деятельность общественного человека находит отражение в эпосе, величайшим представителем которого является Гомер.

Третий (новый) период в истории человечества, утверждает Гюго, наступает с принятием христианства. Христианство заставило человека понять свою двойственную природу, божественное и звериное начала, заложенные в нем. Данная эпоха создала третий жанр — драму, а самым ярким представителем ее явился Шекспир.

Развивая далее свою мысль, Гюго так определяет эти три жанра: «Лирика воспевает вечность, эпопея прославляет историю, драма рисует жизнь. Характер первобытной поэзии — наивность, античной — простота, новой — истина».

Отнюдь не случайно, что новые положения об искусстве изложены в предисловии к драме «Кромвель» — к первой драме, написанной Гюго в новой манере.

Утверждая, что «герои драмы — это люди», Гюго и избирает одну из характерных фигур английской истории XVII века — Оливера Кромвеля.

Кромвель привлекает Гюго своими кричащими противоречиями, а таковые — неизбежный удел всякого живого человека, по мнению автора.

Гюго задался целью «рядом с полководцем и государственным деятелем... обрисовать теолога, педанта, плохого поэта, духовидца, шута, отца, мужа, человека Протея,— одним словом, двойного Кромвеля».

Итак, Гюго защищает очень важное положение о необходимости правдивого изображения жизни в искусстве. Но его понимание «истины» в искусстве все же своеобразно. Драма, говорит Гюго, должна быть зеркалом жизни, но не обычным, не с плоской поверхностью, а зеркалом сосредоточивающим, которое не ослабляло, а собирало бы и сгущало световые лучи, «из отблеска делало бы свет, из света пламя».

Отсюда яркая особенность творческого метода Гюго. Искусство должно изображать предметы не в их обычных масштабах, а сгущая, усиливая основные черты; поэт изображает прежде всего явления исключительные; он должен подчеркивать крайности, полюсы: добро и зло, уродство и красоту, смешное и трагическое. Контраст и гротеск становятся одним из эстетических требований Гюго. Само слово гротеск было введено в обращение Гюго, под ним он понимал крайнее усиление каких-нибудь качеств, предельное их сгущение. Контраст и гротеск — два основных приема, которыми он особенно часто пользуется при создании своих образов.

«Романтический манифест» Гюго был направлен против классицистов. Под удар попадали знаменитые классицистические единства. Гюго считал необходимым сохранить только единство действия, без которого невозможна композиция художественного произведения. Но он требовал отмены единства места и времени.

Непревзойденным образцом искусства, за которое он боролся, Гюго считает Шекспира. Позднее, в 60-х годах, Гюго выпускает книгу, посвященную Шекспиру («В. Шекспир»).