Френсис Скотт Фицджеральд
нравственный война потерянный поколение
Имя Френсиса Скотта Фицджеральда неразрывно связано с литературой «потерянного поколения». Фицджеральд стоял у истоков этого литературного течения. Его первый роман «По эту сторону рая» отражал основные идеи представителей «потерянного поколения». Писатель был первым из американских коллег, кто показал неверие молодых людей в современные идеалы, опустошение человеческой души и потерю веры в лучшее.
Для современников Фицджеральд стал одним из летописцев «века джаза», эпохи, которая предшествовала «великой депрессии». Фицджеральд на протяжении всей жизни сохранил по-детски наивное представление об успехе, о том, что все возможно в этом мире. В произведениях Фицджеральда основным мотивом является тема денег.
Ранние произведения Фицджеральда открыли миру поколение, «не знающего покоя», молодежь, для которой «все боги умерли, все сражения остались позади, всякая вера в человека подорвана». На страницах романов «По эту сторону рая» и «Прекрасные и проклятые» возникли первые образы представителей «потерянного поколения».
Самый близкий писателю персонаж -- он сам, Фицджеральд, а мир богатых -- кровно родственный ему мир. Этим проникнут и смысл его заявления: «Мы обязаны своим появлением на свет благосостоянию общества. Все самое лучшее создается тогда, когда правят богатые».
Герои Фицджеральда несчастные, духовно неприкаянные, непримиримые, недовольные тем, что происходит вокруг.
Намерение увидеть «я» в зеркале «другого» -- все это делает творческий метод Фицджеральда достаточно целостным. «Мне так хотелось бы, чтобы читатели восприняли мой новый роман как очередную вариацию на тему иллюзии (она, пожалуй, будет самой главной в моих серьезных вещах),-- вариацию, куда более... в романтическом ключе продуманную, чем составившую содержание "По эту сторону рая"»,-- писал он в связи с выходом в свет «Великого Гэтсби». В проспекте к роману «Ночь нежна» Фицджеральд еще сильнее подчеркивает романтический акцент, называя своего протагониста Идеалистом и «Священником».
Как уже говорилось, порожденная войной, литература «потерянного поколения» не ограничивалась антивоенной темой, ей свойственен глубокий интерес к нравственно-этическим проблемам, проблеме взаимоотношения людей в послевоенном буржуазном обществе. При этом следует подчеркнуть, что трагическое мировосприятие и мироощущение писателей «потерянного поколения» оказало огромное воздействие на художественное решение поставленных проблем.
Антивоенная тематика была основной в творчестве Фицджеральда. В этом плане характерен остро-политический рассказ «Первое мая», в котором отразился интерес писателя к социалистическим идеям. Рассказ показал то, как Фицджеральд понимает империалистическую войну и причины, породившие ее. Разительным контрастом сытой самодовольной Америке предстают жалкие фигуры солдат, которые «еще недавно кормили вшей в окопах, сейчас же погибали от голода и холода в грязном чужом городе». «Кому же прок этой войны, если не считать Моргана и Рокфеллера?» -- риторически спрашивает солдат социалистический агитатор. Первое мая» -- это рассказ и о печальной судьбе фронтовика, утонченного интеллигента Гордона Стеррета, мечтающего стать художником. Вернувшись с войны, лишенный средств к существованию, он постепенно опускается и, в конечном итоге, кончает жизнь самоубийством. В послевоенной Америке подобная участь ждала не одного «потерянного» молодого человека.
В «Великом Гэтсби» антимилитаристские тенденции получили свое дальнейшее развитие. Джей Гэтсби главный герой романа, участвовал в первой мировой войны, награжденный орденами, возвращается одной и сталкивается с проблемой дальнейшей жизни, когда в кармане нет ни копейки. Оказавшись в безвыходном положении Гэтсби попадает в преступную компанию Мейера Вулфшима. Став влиятельным человеком, он сам встает на путь преступления.
Между тем, в этом деле он преуспел. А что бы было, выбери он честный путь? Вполне возможно, что в этом случае он разделил бы судьбу ветеранов войны, которые погибли во Флориде, и к нему были бы приложимы слова Эрнеста Хемингуэя: «Ты мертв, брат мой! Но кто бросил тебя в ураганный период на островах, где тысяча людей до тебя погибли от урагана, строя дорогу, смытую теперь водой? Кто бросил тебя там? И как теперь карается человекоубийство?»
«Вина» Гэтсби -- общая, родовая вина всех американцев, утративших детскость и чистоту, которые были в целом свойственны первым новоанглийским поселенцам. На последних страницах романа истинное лицо «мечты» представлено воспоминаниями повествователя о праздновании Рождества в снежных глубинах Америки. И Каррауэй, и Гэтсби, и Дэзи -- все они «блудные дети» Среднего Запада.
Фицджеральду не довелось принять участия в военных действиях. В его творчестве мы не видим непосредственно фатальных сцен. Он раскрывает военную тему с психологической стороны, акцентируя внимание на том, как воздействовали трагические военные события на дальнейшие судьбы героев. Фицджеральд ставит их перед нравственной проблемой -- добиться внешнего благополучия, встав на путь преступления (Гэтсби), или погибнуть (Гордон Стеррет, два солдата из рассказа «Первое мая»), так как в послевоенной Америке нет места для бывших солдат. Преступная сущность войны в произведениях Фицджеральда предстает еще в одном аспекте: согласно авторской концепции, она несет гибель всем ее участникам независимо от их нравственной позиции.
Помимо войны, большой силой в произведениях писателей «потерянного поколения» прозвучала тема любви, у Фицджеральда в особенности - в романе «Великий Гэтсби».
Чем сильнее любовь героев у писателей, связанных с «потерянным поколением» -- тем страшнее их трагедия. Гэтсби, например, «с восхищением впервые различивший зеленый огонек на причале» Дэзи, символ «неимоверного будущего счастья», бессилен достичь его. И неимоверно грустно звучат заключительные строки «Великого Гэтсби» о мечте «навсегда оставшейся позади, где-то в темных далях…, там, где под ночным небом раскинулись неоглядные земли Америки».
Финал романов Фицджеральда глубоко трагичен. Но у читателей не возникает ощущения, что книги проникнуты духом безысходного отчаяния. Произведения по-настоящему больших художников-реалистов замечательны тем, что в них, несмотря на горечь утрат и поражений, живет непоколебимая вера в торжество человека, в его нравственную гармонию.