logo
"Серебряный век" русской литературы

2.2 Назовите основные художественные течения серебряного века

Наиболее влиятельным художественным течением серебряного века был символизм, представленный такими именами, как З.Н.Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб. В дальнейшем, по мере укрепления его позиций, утверждения его принципов, в его ряды влились А.А.Блок, И.Ф. Анненский, А.Белый, В.И. Иванов, С.М.Соловьев и др. Выразителями взглядов символистов были журналы «Весы», «Новый путь», «Золотое руно», а также в определенной мере «Мир искусства».

В центре внимания символистов чаще всего были извечные философские категории Жизни и Смерти, Добра и Зла, Духа и Плоти, Индивидуума и Общества, Трансцендентного (ирреального) и Материально-вещественного и др. Основным, атрибутивным средством выражения для представителей этого направления был символ - некий мистический знак, деконкретизированная субстанция, имплицитно выражавшая ту или иную Идею, Концепцию, Образ, которые, по мысли символистов, открывали путь в сферу Духовного, в ирреальные миры, неподвластные разуму человека. На переднем плане в концепциях символистов остается приоритет индивидуально-личностного начала в человеке, призыв к самопознанию, к экзистенциальным ценностям, к духовности как особой, высшей формы существования индивида [12].

Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм (от греч. аkmе -- высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов» [2, с. 208].

Объединял многих акмеистов-литераторов культ слова - ясного, точного, ювелирно отстраненного, олицетворявшего эстетику «кларизма» («прекрасной ясности») такого слова, которое было бы способно выразить самые утонченные эмоционально-психологические состояния.

В первые десятилетия XX века заявило о себе такое направление как футуризм, представители которого группировались

одно время вокруг журнала «ЛЕФ», редактировавшегося В.Маяковским. Бунтарские настроения, призывы к ниспровержению традиционных основ художественной культуры, отказ от общепринятых средств поэтического выражения, эксперименты со словом, не признававшие никаких «табу», подчеркнутое влечение к урбанистическим мотивам, - так выглядела в общих чертах стилистика футуристов.

Отрицая традиционную культуру, футуристы культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) и языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

На протяжении нескольких лет (примерно 1918 - 1926 гг.) внимание части художественно-творческой интеллигенции привлекал имажинизм, представленный именами А. Мариенгофа, Р. Ивнева, В. Шершеневича, И. Грузинова, С. Есенина. С. Есенин был наиболее видным деятелем этого течения. Имажинисты подчеркивали авторитет слова - образа в своих творениях.

Основные признаки имажинизма:

- главенство "образа как такового"; образ - максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;

- поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;

- эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;

- поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;

- текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца [7].