2.2 Назовите основные художественные течения серебряного века
Наиболее влиятельным художественным течением серебряного века был символизм, представленный такими именами, как З.Н.Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб. В дальнейшем, по мере укрепления его позиций, утверждения его принципов, в его ряды влились А.А.Блок, И.Ф. Анненский, А.Белый, В.И. Иванов, С.М.Соловьев и др. Выразителями взглядов символистов были журналы «Весы», «Новый путь», «Золотое руно», а также в определенной мере «Мир искусства».
В центре внимания символистов чаще всего были извечные философские категории Жизни и Смерти, Добра и Зла, Духа и Плоти, Индивидуума и Общества, Трансцендентного (ирреального) и Материально-вещественного и др. Основным, атрибутивным средством выражения для представителей этого направления был символ - некий мистический знак, деконкретизированная субстанция, имплицитно выражавшая ту или иную Идею, Концепцию, Образ, которые, по мысли символистов, открывали путь в сферу Духовного, в ирреальные миры, неподвластные разуму человека. На переднем плане в концепциях символистов остается приоритет индивидуально-личностного начала в человеке, призыв к самопознанию, к экзистенциальным ценностям, к духовности как особой, высшей формы существования индивида [12].
Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм (от греч. аkmе -- высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов» [2, с. 208].
Объединял многих акмеистов-литераторов культ слова - ясного, точного, ювелирно отстраненного, олицетворявшего эстетику «кларизма» («прекрасной ясности») такого слова, которое было бы способно выразить самые утонченные эмоционально-психологические состояния.
В первые десятилетия XX века заявило о себе такое направление как футуризм, представители которого группировались
одно время вокруг журнала «ЛЕФ», редактировавшегося В.Маяковским. Бунтарские настроения, призывы к ниспровержению традиционных основ художественной культуры, отказ от общепринятых средств поэтического выражения, эксперименты со словом, не признававшие никаких «табу», подчеркнутое влечение к урбанистическим мотивам, - так выглядела в общих чертах стилистика футуристов.
Отрицая традиционную культуру, футуристы культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) и языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
На протяжении нескольких лет (примерно 1918 - 1926 гг.) внимание части художественно-творческой интеллигенции привлекал имажинизм, представленный именами А. Мариенгофа, Р. Ивнева, В. Шершеневича, И. Грузинова, С. Есенина. С. Есенин был наиболее видным деятелем этого течения. Имажинисты подчеркивали авторитет слова - образа в своих творениях.
Основные признаки имажинизма:
- главенство "образа как такового"; образ - максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
- поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
- эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
- поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
- текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца [7].