logo
"Серебряный век" русской литературы

2.3 Какова роль меценатов в развитии русской культуры?

Для серебряного века характерно еще одно явление -- меценатство.

Меценатская деятельности в области культуры, образования и науки многих его выдающихся представителей была проникнута потребностью укрепления национального духа, самобытных традиций русской жизни, упрочения национальной государственности.

В России существовало два типа меценатов.

Первый - это меценат-организатор, который мог выделять деньги на содержание и помощь как отдельным деятелям культуры и искусства, так и целым творческим коллективам и учреждениям. Часто он сам принимал активное участие в управлении ими, в составлении хозяйственно-правовых документов. К числу таких меценатов-организаторов относились К.Станиславский, С.Морозов и другие.

Второй тип - это меценат-коллекционер. Его роль состояла в покупке произведений культуры и искусства, составлении из них коллекции и передаче ее обществу, государству. Таким активными меценатами-коллекционерами были братья Третьяковы, Щукины, Михаил и Иван Морозовы, Н.П.Рябушинский и многие другие [11, с. 12].

Российские меценаты способствовали подготовке того неожиданного всплеска, который произошел в искусстве на рубеже XIX- XX столетий, и явили миру национальную культуру России как величайшее откровение.

Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838--1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.

С.И. Мамонтов (1841-1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин и др.

Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С. Т. Морозов (1862-1905 гг.).

А.А. Бахрушин (1865-1929 гг.) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

М. Кл. Тенишева (1867-1929 гг.) -- меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.

Усилиями русских меценатов в России оказались сконцентрированы огромные бесценные собрания книг, произведений искусств, созданы театры, музеи, библиотеки. Таким образом, русские меценаты способствовали подготовке Серебряного века русской культуры, внесли вклад в мировую сокровищницу культуры и искусства.

Задание 3

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - направление в русском авангардизме (разновидность абстрактного искусства), созданное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем, соединившее идеи кубизма и футуризма. Выражает идею "машинизации" жизни, провозглашает полное освобождение искусства от предмета, реальности, преображение их в "нуль форм" (Малевич, "Черный квадрат", 1913). Супрематизм породил идеи конструктивизма, использовавшего опыт сочетания геометрических фигур и пространств, организованных ритмико-пластическим цветовым началом [6].

Акмеизм - (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет) - литературное течение в русской модернистской поэзии, сформировавшееся в 1910-е гг. Представители акмеизма: А. Ахматова, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, С. Городецкий и другие, вошедшие в объединение "Цех поэтов", - в противовес туманности, зыбкости, "таинственным мирам" символизма провозглашали стремление к "прекрасной ясности" (М. А. Кузмин), воспевали "радостное любование бытием" (Н. С. Гумилёв), призывали открыть заново красоту и ценность человеческого существования, поэтому акмеисты называли себя также "адамистами" (по имени первого человека Адама). Для акмеизма характерны простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы [8].

Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 -- начале 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов -- ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени [1].

Символизм - направление в искусстве конца ХIХ - начала ХХ вв. Характерные черты: мистицизм, таинственность, иносказание, обобщение, ассоциативность, стремление к высшим ценностям, надежда на искусство, обладающее магической силой обновление жизни. Представители: П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, М. Метерлинк, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб в литературе; П. Гоген, М. Чюрленис, М. Врубель - в изобразительном искусстве [10].

Футуризм (лат. futurum - будущее) -- течение в авангардном искусстве начала XX вв., распространившееся главным образом в поэзии и живописи Европы. Отрицает художественное наследие, выступает за разрушение условных форм искусства. Одной из главных черт футуризма, наряду с апологией техники и урбанизма, был культ силы и личности художника - героя в полном соответствии с концепцией Ф.Ницше. Значительную роль в развитии футуризма сыграли поэты - Ф.Маринетти, В.Маяковский, В.Хлебников, художника-футуристы К.Карра, Дж.Балла, Дж.Северини, братья Бурлюки, П.Филонов, А.Экстер [9].

Декадентство, декаданс (от фр. dekadens , от позднелат. decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX - начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами декаданса являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни. Декадентство получило широкое распространение в России, особенно после революций 1905-1907, 1917 гг., в творчестве ряда мастеров объединений «Мир искусства» и «Голубая роза» (К, Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.) [3].

Задание 4

1. К теоретикам и практикам символизма относятся:

а) Н. Гумилев;

б) В.Брюсов;

в) А.Блок;

г) М.Врубель;

д) М.Цветаева.

Верный ответ: б) В.Брюсов; в) А.Блок; г) М.Врубель.

2. В объединение «Мир искусства» входили:

а) В. Маяковский;

б) К. Сомов;

в) Е. Лансере;

г) Л. Бакст;

д) А. Бенуа;

е) В. Васнецов.

Верный ответ: б) К. Сомов; в) Е. Лансере; г) Л. Бакст; д) А. Бенуа.

3. Установите соответствие между произведением и автором:

а) «Прогулка короля»; а) М. Нестеров;

б) Похищение Европы»; б) Н. Рерих;

в) «Заморские гости»; в) А. Бенуа;

г) «Портрет Ф. Шаляпина»; г) В. Серов;

д) «Видение отроку Варфоломею». д) Б. Кустодиев.

Верный ответ: а) «Прогулка короля» - в) А. Бенуа;

б) Похищение Европы» - г) В. Серов;

в) «Заморские гости» - б) Н. Рерих;

г) «Портрет Ф. Шаляпина» - д) Б. Кустодиев;

д) «Видение отроку Варфоломею» - а) М. Нестеров.

Вывод

В 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век», а также появилось множество художественных объединений.

В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок , Н. С. Гумилев и совсем молодые М.И. Цветаева, С.А. Есенин, А.А. Ахматова.

Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, -- искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм.

Список использованной литературы

серебряный век символизм поэзия

1. Конструктивизм (искусство) [Электронный ресурс]: https://traditio.wiki/

2. Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие для вузов. -- М.: Академический Проект, Трикста, 2003. - 496 с.

3. Культурологический словарь [Электронный ресурс]: http://kulturoznanie.ru/?div=dictionary_5.

4. Культурология. История культуры России. Сост. Алексеев А.И., Измозик В.С. и др. - СПб.: СЗТГУ, 2005. - 220 с.

5. Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/145526/poeziya-serebryanogo-veka-poetyi-stihi-osnovnyie-napravleniya-i-osobennosti.

6. Российский гуманитарный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: http://humanities_dictionary.academic.ru

7. Серебряный век. Имажинизм [Электронный ресурс]: http://literatura5.narod.ru/imaginizm.html.

8. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]: http://enc-dic.com/litved/Akmeizm-357.

9. Словарь по культурологии [Электронный ресурс]: http://bib.convdocs.org

10. Словарь основных терминов курса культурология [Электронный ресурс]: http://www.kultu-rolog.ru

11. Шабалина Л.Н. Русские меценаты, предприниматели и благотворители. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 168 с.

12. Штанько Е.С. Основные художественные течения и направления серебряного века. Специфические черты [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru