logo
"Солнце мертвых" И. Шмелева и "Несвоевременные мысли" М. Горького

Глава 3. «Солнце мертвых» И.Шмелева и «Несвоевременные мысли» М.Горького : грани соприкосновения

В статье от 17 (4) марта 1918 г. М. Горький писал: «Сегодня «Прощеное Воскресенье». По стародавнему обычаю люди просили в этот день друг у друга прощения во взаимных грехах...»

Это было тогда, когда на Руси существовала совесть: когда даже темный уездный русский народ смутно чувствовал в душе своей тяготение к социальной справедливости, понимаемой, может быть узко, но всё-таки - понимаемой...» Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика / М. Горький. - М.: Изд-во «Ллимп», Изд-во «АСТ», 2003. С.184. - (Школьная хрестоматия).

Далее М. Горький приводит примеры того, что, к сожалению, совесть людская в эти тяжелые дни издохла. Что «чувство справедливости» направлено на дело «распределения» материальных благ, которое протекает совсем не безобидно и до бесстыдного нечестно. И все вместе это - грязь, кровь, подлость и пошлость. «Полуголодные нищие обманывают и грабят друг друга - этим наполнен их текущий день» Там же, С.185.

Кругом много звучит бессильных политических заявлений и резких бессмысленных, порой кровавых действий. А где много политики, как утверждает Горький, там нет места культуре.

«...тут уже, пожалуй, совершенно бесполезно говорить о совести, справедливости, об уважении к человеку и обо всем другом, что политический цинизм именует «сентиментальностью», но без чего - нельзя жить» там же, С.185.

Итак, М. Горький глубоко огорчен и критикует «яснее ясного» исчезновение основных человеческих ценностей. Пусть даже времена трудны, но человек должен оставаться человеком, а новая власть всеми силами должна исправлять положение, а не усугублять его. За моральный развал одичавшей массы он винит советскую власть.

Да, без «сентиментальности», совести и поддержки друг друга жить нельзя. И этой же мыслью пронизан рассказ «Живая Душа!» из эпопеи «Солнце Мертвых».

«...пустота, темнота...та-та...И голод мучить устал, - уснул. И вот - вспыхнет в печурке, и мысль промнется : а что же утро?..» Шмелев И., С.131

Так сидит и мучается от голода и душевного беспокойства герой рассказа, - сам И. Шмелева.

И вдруг стук. А не все ли равно кто теперь? Но это пришел татарин от хорошего человека. Это другой старый татарин прислал с корзинкой. Яблоки, грушка-сушка..., мука?! И бутылка бекмеса! Подарок. Ну, прямо с неба вестник!

« - Скажи Гафару... с тарому Гафару...Скажи, Абайдулин... старому татарину Гафару... Аллах! «...» Смотрит в огонь старый Абайдулин, и я смотрю. Смотрим, двое - одно, на солнце. И с нами Бог. «...» Теперь ничего не страшно. Знаю я: с нами Бог! Хоть на один миг с нами. Ты все можешь! Не уходи от нас. Господи останься. В дожде и в ночи пришел Ты с татарином, по грязи... Пребудь с нами до солнца!» там же, С.132-133.

Здесь И. Шмелев и М.Горький едины. Оба произведения повествуют о неугасаемом внутреннем человеческом духе, вера в который, и спасет людей. Тот самый «сентиментальный» дух, совесть, которую нельзя вытравить ничем.

Правда, у Горького в данном случае этот вопрос звучит более остро. Ну так и ничего! Ведь он выступает как трибун, оратор. Да, и аудитория слушателей у Горького совсем иная. Но задачи, которые и Горький, и Шмелев пытаются решить полностью совпадают: потеря совести, других общечеловеческих идеалов полностью лишает людей шанса на право называться людьми.

А Вера, у кого в Бога, Аллаха или светлое будущее важный элемент поддержки Души.

Статья («Новая жизнь» №51 (266), 26 (13) марта 1918 г.) производит особо сильное впечатление, так как ее основные мысли надолго пережили автора. И к полемике с творчеством И.Шмелева очень сильно притягивает. У Горького опять ярко и смело проявился талант оратора-учителя, причем очень смелого. Хотя ему, конечно, намного проще выступать в таком резком, осуждающем тоне. Тот, кто хорошо представляет ту историческую обстановку, понимает, что возможности Горького и Шмелева различны. Да и по складу души они разные. Не надо об этом забывать. Хотя и говорят они в ниже приводимых отрывках почти об одном и том же, но как то по-разному это и читается и воспринимается сердцем.

М. Горький с «криком возмущенной справедливости» Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика, С.186 разбирает заявления «Особо собрания моряков Красного флота республики», Где говорится : «Мы, моряки, решили : если убийства наших лучших товарищей будут впредь продолжаться, то мы выступим с оружием в руках и за каждого убитого нашего товарища будем отвечать смертью сотен и тысяч богачей, которые живут в светлых и роскошных дворцах, организовывая контрреволюционные банды против трудящихся масс, против тех рабочих, солдат, крестьян, которые в октябре вынесли на своих плечах революцию <...> и что же правительство согласно с методом действий, обещанных моряками? Или оно бессильно воспрепятствовать этому методу? И, - наконец, - не само ли оно внушило морякам столь дикую идею физического возмездия?» Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика, С.186.