Выводы
Несомненно, английский романтизм в лице Джорджа Гордона Байрона оказал значительно влияние на творчество М.Ю. Лермонтова. Лермонтов был хорошо знаком с творчеством английского поэта, его биографией.
Многие стихотворения периода 1828-1832 гг. грустные, мрачные, в них автор говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля влияния Байрона, который был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. С 1833 по 1836 года Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений.
Одной из важных сторон поэтического дара Лермонтова были его поэмы -- жанр, в котором он писал с ранней юности. Ранние поэмы Лермонтова ("Корсар", "Олег", "Два брата") пропитаны байронизмом, но они носят ученический, и зачастую подражательный, характер, но затем именно в этом жанре Лермонтов достигает особой высоты. Вершины его поэмного творчества -- романтические поэмы "Демон" (1829-1839), "Мцыри" (1839), а также историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837). Демонизм Лермонтова Иванов И.И. рассматривает как высшую ступень идеализма. "И все эти черты отнюдь нельзя связывать с каким бы то ни было внешним влиянием; они существовали в Лермонтове ещё до знакомства его с Байроном и слились только в более мощную и зрелую гармонию, когда он узнал эту действительно родную душу".
Байронизм не был подражанием, и Лермонтов, и его современники, опираясь на творчество великого английского поэта, следуя своему предшественнику, учась быть самостоятельными, постоянно вносили в свои произведения часть своей души, собственные думы, тем самым достигая оригинальности, самобытности.
Алексей Н. Веселовский справедливо заметил, что в "Герое нашего времени" Байрон "побудил его дать образец русского общественно-психологического романа, <…> богатого и бытовой живописью, и поэзией природы <…> и глубиной печальной мысли". Художественное наследие Байрона было "воспитывающей силой" в течение всей жизни русского поэта, и результатом этого влияния стала творческая эволюция Лермонтова .
В.С. Баевский писал, о том, что встреча Лермонтова с творческой личностью Байрона "стала явлением в космосе русской культуры, подобным столкновению двух сверхъярких звезд". Лермонтов, соприкоснувшись с творчеством английских, французских, немецких писателей и учтя их опыт, совершил новый шаг не только в русской, но и в мировой литературе. Положив начало русской проблемной и психологической прозе, исследующей судьбу современного человека в современном обществе, "Герой нашего времени" дал новое направление развитию русской и мировой литературы. Лермонтов своим творчеством оказал влияние в целом на натуральную школу, на всю великую школу русского реалистического романа третьей четверти XIX века. От него идут прямые связи с произведениями Достоевского, Тургенева, Гончарова, Толстого, Чехова.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43-44. - М.: Издателъство АН СССР, 1941. - С. 83.
2. Баевский В.С. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма. М.: Языки славянской культуры, 2011. С. 105-106.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г. Белинский М: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959. - Т. 4. - С. 265.
4. Веселовский А.Н. Благотворное влияние байронизма на развитие таланта Лермонтова // Лермонтов. Жизнь и творчество. СПб. - Варшава. Sine anno. С. 259.
5. Веселовский А.Н. Этюды о байронизме // Веселовский А.Н. Этюды и характеристики. М., 1907. С. 552.
6. Дьяконова Н.Я. Из наблюдений над журналом Печорина / Н.Я. Дьяконова // Русская литература. - 1969. - №4. - С. 115-125.
7. Елизарова М.Е. и другие, История зарубежной литературы XIX века. М., "Просвещение", 1972 г.
8. Иванов И.И. Биографические сведения о Михаиле Юрьевиче Лермонтове // Русская критическая литература о произведениях М.Ю. Лермонтова: Хронологический сборник критико-библиографических статей. Часть первая / Собрал В. Зелинский. - М.: Типография А.Г. Кольчугина, 1897. - С. 16.
9. Кондратенкова Е.А. След писем и дневников Байрона в "Герое нашего времени" // Наукові записки ХНПУ iм. Г.С. Сковороди. Серія літературознавство. Вып. 3 (71). -- Харьков: ППВ Новеслово, 2012. -- С. 88
10. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4 т. / М.Ю. Лермонтов. - Л.: Наука, 1981. - Т. IV. - С. 351-353.
11. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. -- М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925 г.
12. Михальская Н.П. "История зарубежной литературы XIX века". - М., 1972 г.
13. Нольман М., Лермонтов и Байрон, в сб.: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова, М., 1941, с. 482.
14. Полн. собр. соч. Лермонтова под ред. Б.М. Эйхенбаума, "Academia", М. -- Л., 1935--1937.
15. Семенова М.Л. Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя. Автореферат диссертации по филологии. 2001 г.
16. Скабичевский А.М. М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и литературная деятельность // Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой: Биографические повествования (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Т. 11) - Челябинск: Урал, 1996. - С. 274.
17. Сушкова Е.А. Из "Записок" 1830 г. / Е.А. Сушкова // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников [Сост. М. Гиллельсон, О.В. Миллер]. - М.: Худож. лит., 1989. - С. 88.
18. Федоров А. Творчество Лермонтова и западные литературы // Литературное наследство. Т. 43-44.
19. Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов / А.П. Шан-Гирей // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников [Сост. М. Гиллельсон, О.В. Миллер]. - М.: Худож. лит., 1989. - С. 36.
20. Letters and Journals of Lord Byron: with Notices of His Life, by Moore. In four volumes. Paris. 1830-1831. "Письма и дневники лорда Байрона с заметками о его жизни" Томаса Мура.