Введение
Современный этап изучения истории татарской литературы характеризуется усилением внимания к особенностям изображенного мира художественного произведения, специфике отражения во всей глубине и многообразии внутреннего мира человека, способности художника слова описывать различные психологические состояния и процессы с помощью художественных средств. В контексте данной тенденции назрела необходимость изучения психологизма как теоретической проблемы.
Психологизм как способность проникать во внутренний мир человека в той или иной мере присущ творчеству каждого писателя. В национальной литературе есть имена, творчество которых стало вершиной мастерства в использовании психологический форм и приемов, обозначив прорыв в этой стезе, но их еденицы. Одним из них является классик татарской литературы 20 века, народный писатель Татарстана Еникеев Амирхан Нигметзянович (1909 - 2000).
А. Еники вошел в татарскую литературу как художник необыкновенно широких и разносторонних творческих возможностей, как неповторимый в своей индивидуальности мастер-психолог. Талантливого писателя отличает интерес к развитию мыслей и чувств героев во всем их многообразии и непосредственности, к подробностям изменения характера не только под определяющим воздействием среды, но и в результате довольно устойчивого самостоятельного внутреннего развития, нравственный исканий героя. Вопрос психологизма в творчестве писателя представляется узловой проблемой, приобретает первостепенное значение для углубленного понимания его неповторимой творческой индивидуальности.
Татарская критика внимательно следила за художественным становлением прозаика А. Еники, но интерес к его творчеству возрос в 1950-е годы, после публикации повести " Болотный цветок". Статья И.З. Нуруллина, написанная с целью защиты писателя от односторонних, несправедливых нападок, подытоживает противоречивые суждения, высказанные по отношению к этой повести. Известный критик Г.М. Халит также отмечает несостоятельность некотрых негативных - по идеологическим мотивам - оценок произведений писателя. Определяющей чертой творчества А. Еники он считает изображение психологического драматизма человеческих судеб, их взаимоотношений. Большинство авторов, высказывания различных точек зрения и оценки по произведениям А. Еники, обозначает тем самым контуры будущих исследований.
В татарском литературоведении, особенно начиная с 1980-х годов, появились работы, затрагивающие проблемы психологизма в творчестве А. Еники. Так, в книге Ф.М. Хатипова " Духовный мир героя" психологизм исследуется на материале татарской прозы 1960-80-х годов в целом, в статье "Амирхан Еники", написанная им в соавторстве с Р.Х. Сверигиным, объект анализа конкретизируется как проза А. Еники. В ней в хронологической последовательности дается образно-тематический анализ произведений, определяется их идейно-эстетическая направленность, своеобразие психологизма, особенности языка писателя. В ходе анализа выявляются такие черты психологизма как отражение противоречивости характера личности, порождающий внутренний конфликт, противопоставление чувств, стремление героя и окружающей среды, изображение внутренних переживаний героя через образ природы. В работе М.Ш. Залялиевой "Амирхан Еники (пласты ощущений)" имеются интересные наблюдения и теоретические суждения об особенностях изображения внутреннего мира героев.
В статьях Н.Г. Гиззатуллина, Э.Г. Нигматуллина, Ф.М. Мусина, Ф.Г. Галимуллина, Ф.К. Баширова, Ф.С. Сафиуллиной, М. Валеева, Ф.А. Ганиевой, Р.Г. Салихова содержится образно-тематический, сравнительно-сопоставительный анализ некоторых рассказов и повестей, наблюдения относительно роста художественного таланта писателя, стиля, а также философской глубины его творчества.
Первые монографические исследования творчества А. Еники относятся к 1990 годам. В диссертационной работе Д.Э. Ибатуллиной проводится целостное исследование поэтики творчества А. Еники, которое позволяет раскрыть как индивидуальную творческую манеру, так и топологические особенности его творчества. Значимость диссертационной работы А.Р. Мотигуллиной состоит в том, что в ней исследуются художественные особенности создания характеров в рассказах, повестях, сатирических и автобиографических произведениях. Анализируются также сюжетно - композиционные особенности произведений и психологические типы, созданные писателем.
Итак, о творчестве А. Еники написано довольно много, его рассказы, повести и сегодня находятся в центре внимания татарского литературоведения. Однако специально крупных работ, которое проследили бы утверждение форм и приемов психологизма в творчестве А. Еники, не имеются.