Психологический аспект раскрытия характера героя и психология творчества
Книга явилась итогом многолетних раздумий о судьбе родного края, о жизненной силе народа. Она раскрывает читателю духовно-нравственное формирование, становление главного героя как личности. Внутренний мир центрального героя рассматривается на фоне многосложной и развивающейся жизни. В книге чувствуется органичное слияние лирического и эпического начал, умение автора сочетать изображение исторических явлений через призму личных ощущений повествователя.
Воспроизводя жизнь в развитии, А. Еники рисует главного героя в эволюции. Он представлен с раннего детства. На первых страницах произведения главный герой - ребенок, к концу повести - юноша, задумывающийся о серьезных вопросах жизни. Прошлое воссоздается писателем как совокупность памятных мгновений, но в то же время ощущения героя в детстве и юности передаются с максимальной точностью. Например, Картина деления имущества между братьями воссоздается достаточно полно.
Повествование ведется двупланово: прежним "Я" - участником событий и зрелым человеком, вспоминающим прошлое. "Такой сдвоенный исторический взгляд героя - рассказчика сочетает в себе достоверность непосредственного наблюдения, эмоциональность реакций". В повести мы встречаем места, где сливаются два временных пласта, две точки зрения. В результате этого сложного взаимодействия достигается глубина и объемность. Из этого складывается общий тон повествования, в котором соединено прошлое и настоящее, молодость и зрелость. Иногда повествователь отделяет себя взрослого от ребенка-повествователя, при этом детская наивность вызывает у него грустную улыбку. Ярко выраженное несовпадение оценок двух повествователей порождает ироническую экспрессию. В определенный момент эпизод видится как бы двойным зрением: с одной стороны, сохраняется простодушие мальчика, и с другой, явственно проступает опыт человека, умудренного жизнью и умеющего раскрыть всю значительность происходящего. Подобная структура художественного времени дает возможность использования "включенной внутренней речи повествователя в прошлом", которая служит характерологическим средством передачи особенностей детского восприятия, усиливает иллюзию реальности внутреннего состояния в прошлом.
Повествователь, изображая явления, воспроизводит их реальный облик и свое внутреннее состояние. Описывая событие, как бы постепенно погружает читателя в атмосферу и реалии прошлого, воссоздавая его детали, последовательность своих действий. Изображенную картину мы видим глазами героя, что позволяет сделать образ зримым и живым. Затем он переходит к размышлениям о происшедшем, к оценке событий с позиции сегодняшнего их восприятия. Таким образом организованное повествование "работает" в основном на психологическое изображение героя. Это и понятно, ведь стремление повествователя к достоверности и объективности дает ему право рассказывать лишь о своей судьбе со всей очевидностью и правдивостью.
Детство с его неповторимыми радостями и недолгими печалями занимает большое место в произведении. Автор рассказывает о лично пережитом, которое изображается предельно правдиво, горячо и взволнованно. В повествовании имеет место ассоциативность. Например, с образом "голубого дома" связано воспоминание о краже подсолнухов и норовистом сером жеребенке. Использование ассоциативного принципа диктуется желанием “добиться предельной концентрации впечатления на каждом отрезке рассказа". Направление движения ассоциаций идет от прошлого к настоящему, от рассказа о пережитом - к социальному, философскому осмыслению, актуальных проблем современности. Например, воспитание о ловле рыбы на озере Япраклы переходит в размышление повествователя о способности человека обезобразить, покалечить красоту природы. В ассоциативном ряду переплетаются воспоминания о прошлом, раздумья о фактах современности, о плачевном состоянии природы. Иногда в структуре произведения даются эпизоды, разделенные большими временными промежутками. Перекличка детства с взрослой жизнью обуславливает некоторую фрагментарность произведения. А. Еники синтезирует объективное изображение действительности и субъективное выражение самого себя. Он не просто глубоко исследует внутренний мир своего героя, ищущие нравственные основы поведения, а широко вводит авторский философский комментарий, что позволяет все нравственные, социальные вопросы, связанные с решением проблем личности и общества, человека и природы, проанализировать изнутри, через образ повествователя. Отображая жизнь людей объективно, он не может оставаться беспристрастным. Как бы не старался сосредоточить свое внимание на прошлом, это полностью ему не удается. Настоящее на каждом шагу дает о себе знать. Сюда включается и субъективное состояние автора в момент написания. Повествователь прямо высказывает чувства, возникающие в памяти. Выражение мыслей и чувств осуществляется не только в лирических отступлениях, но и в основном тексте, где отчетливо проступает его эмоциональное оценочное отношение к изображаемым событиям и явлениям.
Детские переживания, связанные с первой любовью, родителями, окружающими людьми осознаются мальчиком в строгой последовательности. По мере взросления, мысли молодого человека усложняются, фрагментарное, обрывочное детское восприятие сменяется реальным видением мира, круг впечатлений расширяется, формируя его миропонимание. В этом прослеживается "эволюция мысли", сознания.
Детские впечатления о жизни передаются не без умиления. Они полны поэтических деталей, точно воссоздающих первоначальное представление о мире, где выдерживается принцип преломления объективной действительности в детском восприятии. Жизненная обстановка раскрывается через наивно - бесхитростное восприятие мальчика, что придает повествованию большую активность и помогает почувствовать мир детских представлений. Интересно воспоминание о совершение намаза дедом на лоне природы. В этом эпизоде маленький герой, узнавая мир, впервые сталкивается с самыми обыкновенными явлениями и предметами. Воссоздавая свои детские впечатления, он не забывает и о своих постыдных поступках, которые совершались им. Вступив во взрослую жизнь, Амирхан оказывается перед большим миром. Теперь он впервые серьезно и глубоко задумывается над вопросом о своем месте и назначении в жизни, о ее смысле. Противоречия общественной жизни являются импульсом возникновения борьбы внутренних противоположностей в сознании персонажа. С приездом а Казань Амирхан начинает ощущать противоречие между своими надеждами и действительностью.
О духовном росте и возмужании можно судить по тому, как расширяется круг представлений Амирхана о природе, ее своеобразии, как меняется отношение к ней, усиливается чувство любви. Картины природы выполняют следующую функцию: усиливается представление о духовном богатстве Амирхана, его умении ценить прекрасное в окружающей жизни, высокой степени эмоционально - поэтического восприятия им мира. Первые его впечатления от увиденной реки Дим просты. Нов них проявляется зоркость Одаренного мальчика, от внимательного взгляда которого ничего не ускользает: богатое разнообразие красок пейзажа, различие оттенков, цветов. Они свидетельствуют о духовном богатстве героя, о его необычайной одаренности, талантливости, наличие художественных задатков. С возрастом у героя эти черты углубляются. При помощи художественного слова он стремится взять из прошлого все ценное и украсить им сегодняшнюю жизнь.
" Страницы прошлого" как " художественная автобиография писателя о себе" представляют собой богатый источник сведений о формировании личности писателя, становлении литературного мастерства, процессе создания произведений. В книге изложение построено на ярких образах памяти, которые свидетельствуют о природной впечатлительности и чувствительности писателя. Воспоминания самого раннего детства сохранились у него в виде ярки, пластически ощутимых картин, которые возникают конкретно, зримо, как живые, полные красок, звуков.
А. Еники с детства стремился стать писателем. Первые литературные пробы он делает в детском возрасте. Тем самым он определяет свое место в жизни - выбирает писательский труд основной жизненной направленностью.
Рассматривая вопрос о факторах, влияющих на творческий процесс, А. Еники отмечает, что только целенаправленное творчество может быть успешным. Если в военный период писатель ставит в главу угла силу жизни, считая смерть враждебной природе человека, то в послевоенный период основным мотивом его произведений становится идея совершенного, честного и справедливого человека. Поэтому в центре его многих произведений - герои, которым свойственны идейно - нравственные поиски. Писательское сознание как бы хочет выяснить, что содействует совершенствованию людей, а что ему мешает, понимая в этом служение своему народу. Еники ясно осознавал, что изменить людей можно лишь вскрыв пороки. Как результат этой непоколебимой веры и родились повести "Болотный цветок", "Марево", "Совесть", рассказ "Невысказанное завещание".
А. Еники предъявляет большие требования к языку произведений: "Начиная с мыслей и чувств до цветов и запахов - все должно передаваться правильным, точным словом". Художник учитывает нюансы, оттенки значения, влияние слова на читателя. Чувство языка, постижение его мелодичности тоже относятся к числу задач, которые ставит перед собой прозаик.
В повести отражены яркие жизненные впечатления, являвшиеся импульсом, побудившим писателя к написанию произведений. Основными условиями возникновения замыслов произведений являются необычайная впечатлительность на воспринимаемые явления действительности и услышанные рассказы. Рассказ " Только на час" создавался на основе увиденного во время войны. Его детские и юношеские впечатления легли в основу таких рассказов, как " Медный колокольчик", " Красота", " Коранхафиз". Из этого следует, что впечатления от увиденного могут вызвать творческую активность художника.
- Мастерство
- 53. Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства.
- Ә. Еники. «Бала» Зарифның кичерешләре (Инша)
- 24. Психологический анализ урока.
- Ибур, еника и мохин ахоаим и ибур, еника и мохин паним
- Тема № 5. Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 74, Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 40 Психологический анализ урока