Вопрос 24. Л. Андреев. Нравственно-философская проблематика в повести «Жизнь Василия Фивейская».
Андреев вновь возвращается к проблеме борьбы света и тьмы в повести «Жизнь Василия Фивейского». Это одно из первых произведений, работая над которым, писатель обращается к древнейшему источнику – Библии. Он строит сюжет «Жизни Василия Фивейского» на оригинальном сочетании Книги Иова и некоторых житий. Но Андреев не перелагает Книгу Иова. Он лишь использует некоторые ее мотивы и ситуации, а также прибегает к стилизации Библии. М. Неведомский определяет стиль повести как этически – библейский.
Но не только сюжет и стиль заимствует Андреев из Библии. В Легенде об Иове – одной из самых поэтических и драматичных во всем Ветхом Завете – с необычайной остротой поставлены философски – этические вопросы о добре и зле, свете и тьме, о цели человеческого бытия, о влиянии добрых и злых сил на человека и его жизнь и многие другие. Не случайно именно к этой Книге Бытия часто обращались писатели, бравшиеся за разрешение общих философских вопросов духовной жизни. Леонид Андреев по-своему переосмысливает эти проблемы. В его интерпретации борьба добра со злом рассматривается на уровне одного человека – отца Василия. Доброго, светлого в жизни Василия Фивейского было очень немного. Цепь роковых событий окрасила судьбу отца Василия в темные и мрачные тона: одна беда следовала за другой. И постепенно все несчастья для отца Василия слились в один образ – образ Идиота, - который становится олицетворением «рокового, безымянного и непостижимого человеческого ума зла». Именно мученическая жизнь, путь через познание страдания и радости, добра и зла. Света и тьмы сближает образы отца Василия и святого Иова.
Фивейский искренен в своем поклонении Всевышнему. Он мужественно перенес смерть сына, запой жены и затем ее гибель в сгоревшем доме. Не роптал священник, когда его второй сын родился идиотом. Василий ждал божественного знака, хотя верить становилось все труднее. Как заклинание звучат его слова “Я верую!”, произносимые после каждого удара судьбы. Но все больше сомнений и отчаяния в душе героя. Непреодолимые страдания привели священника к бунту, к отречению от единственного духовного богатства, которое оказалось не в состоянии избавить людей от мук. В порыве безумной гордыни отец Василий почувствовал себя богоравным и захотел воскресить человека. Над телом умершего работника он произносит слова Христа, но лишь повергает в ужас тех, кто собрался в церкви. Бунт Василия не только не принес ему счастья, но окончательно разрушил его внутренний мир. Утрачивая веру, герой теряет смысл жизни. Ему остается только умереть. Драма Василия Фивейского — еще одно страшное доказательство бесплодности попыток человека противостоять Року. За всеми действиями героя следила “зловещая маска” идиота — символ “злой преднамеренности жизни”.
Вопрос № 25. А.Блок. Поэма «Двенадцать». Тема стихийного, вихревого начала в революции. Смысл финала.
Тема русской революции в творчестве Блока не случайна. Приближение катастрофы, которая придаст России совсем иной облик, Блок предчувствовал задолго до революции. Н.В. Гоголь в «Мертвых душах» сравнивал Россию с несущейся вскачь тройкой. Используя это сравнение, Блок применил его для определения судеб современной ему России. Блок еще в 1908 году писал в записной книжке, что не видит в России людей, способных предать проклятию безумие и кровь. Русь на краю бездны, скачет в бурю и гнев.
В записных книжках и публицистических работах Александра Блока высказывания о России, о ее минувшем, настоящем и грядущем, пророческие озарения складываются в апокалипсис русской революции. Россия династии Романовых слишком дряхла, чтобы устоять перед этой катастрофой, ибо эта Россия уже давно стоит одной ногой в царстве смерти У Блока двойственное отношение к этому истлевшему царству. Он и любит его до скорби, до сострадания, и ненавидит его до отчаяния и злобы. Русская интеллигенция напряженно ищет выхода из царства смерти, но она слишком слаба, чтобы совладать со стихией.
Блоку ясно, что русская революция — стихийная, народная, крестьянская. Это взмах топора с целью пробиться из истлевшей осени в мужичье царство. Однако у самих двенадцати далеко не крестьянский облик. Герои поэмы Блока — не крестьяне, а удальцы из фабричных окраин. Это даже не пролетариат в полном смысле этого слова, а скорее люмпен-пролетариат, герои раннего Горького.
В предреволюционной России появилось племя бродяг. Своего рода сословие людей, которые, отвыкнув от плуга, не взялись за станок. Бродяги гордо шествуют по российским просторам и, чего доброго, завоюют будущее. Они нашли пристанище на окраинах Петербурга. Что такой петербургский босяк — не мужик и не пролетарий метит в хозяева земли, Блок понял еще давно.
Бунт шатает улицы революционного Петербурга. На улицах — черный вечер и белый снег. По улице идут двенадцать красногвардейцев, души которых вросли в неистовый ветер. Их внешний облик очерчен всего двумя-тремя резкими, но зато сдельно выразительными взмахами слова:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни...
Заставляя человека с ружьем, в помятом картузе и с цигаркой в зубах повиноваться себе, некто «незримый» переплавляет злобу и гнев в революционную волю. Мотив революционной воли проходит через всю поэму:
Товарищ! Гляди
В оба!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
И вдруг мы видим, что сквозь злобу и гнев, сквозь метель и ветер, сквозь ненависть и кровь бунтари идут... к Иисусу Христу, который стоит впереди, с красным флагом в руках. Так неожиданно и странно заканчивается эта поэма, врезанная в метель и ветер.
Стихией руководят и жажда преобразования земного шара, и вера в то, что к этой обновленной земле можно прорваться через огонь и дым, через кровь и огонь. Чем сильнее страсть к разрушению, которой предается русский мужик и русский мастеровой, тем величественнее и прекраснее должен быть мир новый, тот, что бухнут на пепелище. Революция явилась для России и саморазрушением и самосожжением. Тяга к самосожжению вызывается безумной верой в то, что на обугленных развалинах могут возникнуть новые миры. Блок одно время тоже верил в то, что огонь может быть и целительным и очищающим: И вот задача русской культуры — направить тот огонь на то, что нужно сжечь
В центре «Двенадцати» — преступление Петрухи, маленькая| ночная трагедия, разыгравшаяся на улицах революционного Петрограда. Но целое познается по части; душа Петрухи становится душой| метельной, опьяневшей от крови России. Ночная трагедия разрастается в трагедию России и ее исторических судеб. Трагедия красногвардейца, который расстрелял свою любовь, самый напряженный мотив поэмы «Двенадцать». Мятежная стих* претворяет страсть в преступление. Но эта поэма построена Блоком так, что трагедия красногвардейцев воспринимается нами как гедия России и русского народа.
Особую роль в поэме играют символы. В поэме последовательно применен художественный прием, основанный на эффекте контраста. Изображение строится в ней на чередовании мотивов ночной темноты и снежной вьюги. Эта цветовая символика отчетливо ясна по своему смыслу. Она знаменует жизненных исторических начала: низкое и высокое, ложь и правду, прошлое и будущее, — все, что противоборствует как на -свете, так и в каждой человеческой душе. Символика эта социально прояснена, в ней — отражение и художественное обобщение peaльно исторических явлений.
Сквозь метели смутно мерцают два видения: призрак «старого мира» «двенадцать красногвардейцев». Первое видение схематизировано в образе «буржуя на перекрестке» и «голодного пса». Снежная вьюга в «Двенадцати» — это образ «исторической непогоды», образ самого переворота и хаоса, им принесенного. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясшую мир. Белое, светлое и снежное торжествует в финале поэмы. Символика белого полностью побеждает непроглядную тьму, из которой вышли двенадцать. Здесь автор завуалированно пророчит победу белой, светлой силы над черно-красным хаосом, принесенным той стихией, к которой принадлежали двенадцать.
«Двенадцать» — это полное торжество стихии. Стихия — один их главных героев поэмы, хотя внутри нее самой действуют самостоятельные характеры с их собственными индивидуальными чертами. 'Двенадцать красногвардейцев пробиваются сквозь лютую вьюгу. Они «ко всему готовы», им «ничего не жаль». Революционные солдаты сосредоточенны, их ведет вперед призыв вождей, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего «державного шага» в будущее. Они в этой борьбе еще новорожденные, рожденные вместе с новым миром, рожденные самим этим новым миром. Этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Это их родная стихия, они тяжелой поступью, «державным | шагом» идут сквозь вьюгу.
Красный флаг появляется в конце поэмы. Этот символ революции здесь становится символом нового креста России. Россия стоит на перепутье — «позади голодный пес», а впереди — «светлое будущее». Христос во главе красногвардейцев означал собой моральное благословение революции, ее конечных целей и идеалов. Но в том-то и дело, что не был Он во главе — нигде в поэме об этом не сказано, : а сказано — «впереди». Просто привыкли у нас воспринимать, что впереди, с красным флагом — значит во главе, но здесь другая ситуация, флаг здесь олицетворяет собой новый крест Христа, новый ;| крест России, и идет Он не во главе, а Его ведут, ведут на расстрел, | на новое распятие...
«Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь. Но знаешь ли ты, что будет завтра? Кто ты? Ты ли это? Или только подобие Его? Но завтра же я осужу и сожгу тебя на ,| костре, как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же, по одному моему мановению, бросятся подгребать к твоему костру угли. Знаешь ты это? Да, ты, может быть, это знаешь...» Это Достоевский, «Братья Карамазовы», диалог Великого Инквизитора с Иисусом Христом.
В октябрьском перевороте поэт услышал только одну «музыку» — громовую музыку катастрофического крушения старого мира. Он так давно предчувствовал это крушение и ждал. Поэтому кровавый переворот, провозглашенный Социалистической революцией, Блок воспринял как внезапно налетевшую, но уже предсказанную и ожидаемую стихию. Революция, по Блоку, всемирна, всеобща и неостановима. Она воплотилась для него с наибольшей полнотой в образе неудержимого «мирового пожара», который вспыхнул в России и будет еще долго разгораться все больше и больше, перенося свои очаги и на Запад и на Восток,— до тех пор, «пока не запылает и не сгорит старый мир дотла».
Образ разбушевавшейся стихии всегда играл в поэзии Блока особо значительную, можно сказать — громадную роль. Ветер, буря, вьюга — все это для него привычные символы романтического мироощущения. В «Двенадцати» они призваны передать ощущение разбушевавшейся стихии народной жизни. Реальный пейзаж .Петрограда как бы растворяется в стихии. Стихийно все в поэме: не только красноармейцы являют собой образ стихии, но и все действующие лица. Сам Блок стал символом революционного времени, страшной эпохи, когда на десятилетия изменился исторический путь России.
Образ Христа и загадка финала поэмы «Двенадцать»
Блока давно интересовала проблема взаимоотношений религии и революции. Незадолго до «Двенадцати» Блоком была задумана поэма о Христе. Поэт увенчал «Двенадцать» образом Христа после мучительных сомнений и тревожных раздумий. В революции не только кровь и дикий, бесшабашный разгул, ибо она озарена великим светом. Свет исходит от Христа. Но образ Христа явится для Блока мучительной и сложной загадкой. Неверно, что Блок благословил революцию именем Христа: для поэта революция — борьба двух стихий — света и тьмы. В поэме «Двенадцать» воспроизведена борьба между Христом и Антихристом за обладание душой России. Образ «незримого» — расплывчатый и зыбкий. Мы не ощущаем его присутствия, а можем только догадываться о том, кто он и где он, — по последствиям действий, им проявленных. Красногвардеец Петр и его товарищи пошли за «незримым»., полагая, что идут за Христом.
Образ Христа в самом конце поэмы не случаен, а закономерен. Концовка поэмы «Двенадцать» и объясняется той же гиперболической дальнозоркостью, присущей творчеству Блока: поэт перенес образ Христа из далекого будущего в современность.
- Вопрос 1. Основные тенденции развития русской литературы XX века
- Вопрос 2. Модернистические течения и направления в русской литературе конца XIX- начала XX века. Философия. Поэтика.
- Вопрос 3. Символизм как литературное направление. Теория и художественная практика.
- Вопрос 4. А. Блок. Тема Родины, России. Стихотворения «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».
- Вопрос 7. Творческий путь а. Ахматовой. Основные книги стихов. Средства художественной выразительности. Своеобразие лирической героини. Художественный мир а.Ахматовой
- Вопрос 9. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Мотив памяти. Библейские мотивы.
- Вопрос 10. Футуризм. Теоретические искания и эксперименты. Программные сборники.
- Вопрос 18. Проза а.И.Куприна. Повести «Олеся», «Гранатовый браслет». Проблематика, система образов, композиция. Отражение идеи «естественного человека в повести «олеся»
- В повести «гранатовый браслет»
- Вопрос 24. Л. Андреев. Нравственно-философская проблематика в повести «Жизнь Василия Фивейская».
- Вопрос 27. Фольклорные мотивы в лирике есенина Национальный характер его поэзии
- Вопрос 28. Тема природы и любви в лирике с. Есенина.
- Вопрос 29. Е. Замятин. Роман «Мы» как жанр антиутопии. Какое воплощение получила Единая Государственная идея всеобщего равенства?
- Вопрос 30. Б. Пильняк. Проблематика, система образов, композиция «Повести непогашенной луны»
- Вопрос 31. А. П. Платонов. Повесть «Котлован». Отражение эпохи великого перелома. Сюжетно-композиционная организация текста. Система персонажей.
- Сюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов)"
- Вопрос 32. Особенности художественного мира а.Платонова.
- Вопрос 34. Поэма Твардовского «Василий Теркин» как художественный памятник эпохи.
- Вопрос 36. М. Булгаков. Пьеса «Зойкина квартира». Проблематика, система образов.
- Вопрос 38. С. Есенин. Стихи о советской действительности: «Русь советская», «Возвращение на родину» и др.
- Вопрос 39. Особенности жанра, проблематика и художественное своеобразие поэмы с. Есенина «Анна Снегина».
- Вопрос 42. Шолохов. Образ Мелехова, Судьба чел. На переломе истории. Противоречивость трактовки образа Григория в критике.
- 43 Смысл финала
- Вопрос 45. Проза Великой Отечественной войны. Проблематика, художественное своеобразие (на примере повести в. Астафьева «Пастух и Пастушка»)
- Вопрос 60
- Вопрос 62. «Женская проза» Последних десятилетий. (т. Толстая, л. Улицкая, л.Петрушевская).
- Вопрос 63. Современная русская проза.
- 40 Вопрос 52. Творческий путь м. Шолохова. Особенности реалистического метода писателя.