Вопрос 3. Символизм как литературное направление. Теория и художественная практика.
Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon — знак, символ) — литературно-художественное направление конца XIX — начала XX века. Символизм возник во Франции как оппозиция традиционной философии и культуре, а также натурализму и реализму. Основы эстетики символизма сложились в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др. в конце 60—70-х гг. XIX века. В противовес позитивизму, утверждавшему возможность рационального познания мира, символисты сделали ставку на интуитивизм, для которого интуиция, подсознание важнее разума и логики. В «Манифесте символизма», написанном в 1886 г. Ж. Мореасом, говорилось, что прямое изображение реальности, быта только скользит по поверхности жизни и только при помощи символа-намека можно интуитивно приобщиться к тайне мира, почувствовать ее на внерациональном уровне — «искусство начинается... там, где... порывания за пределы познаваемого» (В. Брюсов). Результаты интуитивного постижения мира невозможно передать буквально, словами, «мысль изреченная есть ложь», ценность поэтической речи — в недосказанности, недоговоренности, утаенности смысла; нужно намекнуть читателю, пробудить нужное настроение, заставить проделать сходный интуитивный опыт; именно поэтический символ сможет помочь «прорваться» сквозь быт и повседневность к бытию, идеальной сущности мира. Творчество, в понимании символистов, — это подсознательно-интуитивное созерцание неких тайных смыслов, доступных лишь священным. Несомненна преемственная связь символизма с романтизмом (романтическая концепция «двоемирия», противопоставление низменной повседневности и жизни духа, создание художником своего, особого мира, более прекрасного и истинного, чем реальный), но если романтики отвергали мир реальный ради мира идеального, то символисты пытались найти проявления мира идей в реальном измерении, и именно символ становится своего рода «шлюзом», «окном» в сверхвременной идеальный , средством связи двух миров («Я не символист, если слова мои равны себе, если они — не эхо иных звуков, ...если мои слова не убеждают его <слушателя> в существовании скрытой жизни там, где разум его не подозревал жизни». — Вяч. Иванов; Символ — окно в Вечность». — А. Белый).
Лозунг символистов — a realibus ad realiora (от реального к реальнейшему), их цель — поиск проявлений бесконечного в конечном, соответствий между высшим «вечным» и земным миром, поскольку реальное — лишь неизбежная оболочка иного мира. Важную роль в эстетике символизма играла категория музыки, понимаемая не только как звуковой поток, широкое использование звуковых и ритмических возможностей поэзии, но как мистическую силу, «душу мира», первооснову искусства, высшее интуитивное постижение сущности явлений. Значимой для символизма стала идея «жизнетворчества»: возвышение искусства до степени всемирного и превращение его в высокую «игру», переносимую в личную жизнь; создание особой мифологизированной действительности - выстраивание жизни по законам искусства.
В России символизм возник в начале 1890-х гг. важнейшими документами и манифестами, теоретически обосновавшими его, стали работы Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»(1892г., опубликована в 1893г.) и «Элементарные слова о символической поэзии» К. Бальмонта.
Литературоведы обычно выделяют три «волны» русского символизма.
Первая из них представлена группой петербургских писателей (Н. Минский, Д. Мережковский, 3.Гиппиус и др.), связавших искусство с богоискательскими идеями и провозгласивших новые принципы искусства, восходящие к принципам европейского модернизма; критика называла их декадентами.
Второе течение (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др.) получило в литературоведении наименование «старших» символистов. Для старших символистов также характерно декадентское мироощущение: отрицание окружающей действительности и восприятие ее как безобразной, злой, скучной, бессмысленной; пессимизм, апокалиптические настроения, страх смерти и т. д. («Мы устали преследовать цели, на работу затрачивать силы, мы созрели для могилы». — Ф. Сологуб). Реальности старшие символисты противопоставляли мир мечты и творчества, истинный мир, где личность обретает полную свободу («Беру кусок жизни, грубой и зримой, и творю из нее сладостную легенду, ибо я — поэт». Ф. Сологуб). Этим писателям было свойственно импрессионистическое восприятие жизни и стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии; им удалось разработать стих, построенный на принципах, противоположных классическим: туманность, неопределенность смысловой стороны слова, акцентирование его музыкального звучания («Лила, лила, лила, качала два тельно-алые стекла, белей лилей, алее лала, бела была ты и ала». Ф. Сологуб), подвижность и многозначность поэтического слова, разработка новых ритмов, строф я т. д. Старшие символисты рассматривали символизм как чисто литературное явление (своеобразная «точка отсчета» символизма в организационном отношении — издание московской группой, возглавленной В. Брюсовым, трех выпусков сборника «Русские символисты» в 1894—1895 гг.).
И наконец, третья «волна» русского символизма — это «младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.), приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Владимирa Соловьева, утверждавшего, что в мир зла и обмана снизойдет божественная Красота (Вечная Женственность, Душа мира), которая должна «спасти мир», соединив небесное, божественное начало с земным, материальным. У «младосимволистов» декадентское неприятие мира сменяется ожиданием его грядущего преображения («Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя». — А. Блок). Именно «младшие» вводят в поэтику русского символизма понятие символа.
Основными установками символизма были:
-
представление о двух мирах (реальном и потустороннем, или двоемирие;
-
выдвижение особой роли символа (посредника между двумя мирами);
-
подчеркивание роли интуиции, угадывающей «отблески» иного мира;
-
преобладание звука над смыслом;
-
поэтика иносказаний, намеков, недомолвок;
-
отрицание реализма;
-
мистическое содержание, выражение «свободного религиозного чувства».
Организационные центры русского символизма — издательства Скорпион», «Гриф» и «Мусагет», журналы «Весы», Золотое руно», частично «Мир искусств».
К наиболее значительным объединениям символистов относятся «Религиозно-философское общество», «Литературно-художественный кружок», «Воскресения» Ф. Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова как салон русской творческой интеллигенции.
- Вопрос 1. Основные тенденции развития русской литературы XX века
- Вопрос 2. Модернистические течения и направления в русской литературе конца XIX- начала XX века. Философия. Поэтика.
- Вопрос 3. Символизм как литературное направление. Теория и художественная практика.
- Вопрос 4. А. Блок. Тема Родины, России. Стихотворения «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».
- Вопрос 7. Творческий путь а. Ахматовой. Основные книги стихов. Средства художественной выразительности. Своеобразие лирической героини. Художественный мир а.Ахматовой
- Вопрос 9. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Мотив памяти. Библейские мотивы.
- Вопрос 10. Футуризм. Теоретические искания и эксперименты. Программные сборники.
- Вопрос 18. Проза а.И.Куприна. Повести «Олеся», «Гранатовый браслет». Проблематика, система образов, композиция. Отражение идеи «естественного человека в повести «олеся»
- В повести «гранатовый браслет»
- Вопрос 24. Л. Андреев. Нравственно-философская проблематика в повести «Жизнь Василия Фивейская».
- Вопрос 27. Фольклорные мотивы в лирике есенина Национальный характер его поэзии
- Вопрос 28. Тема природы и любви в лирике с. Есенина.
- Вопрос 29. Е. Замятин. Роман «Мы» как жанр антиутопии. Какое воплощение получила Единая Государственная идея всеобщего равенства?
- Вопрос 30. Б. Пильняк. Проблематика, система образов, композиция «Повести непогашенной луны»
- Вопрос 31. А. П. Платонов. Повесть «Котлован». Отражение эпохи великого перелома. Сюжетно-композиционная организация текста. Система персонажей.
- Сюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов)"
- Вопрос 32. Особенности художественного мира а.Платонова.
- Вопрос 34. Поэма Твардовского «Василий Теркин» как художественный памятник эпохи.
- Вопрос 36. М. Булгаков. Пьеса «Зойкина квартира». Проблематика, система образов.
- Вопрос 38. С. Есенин. Стихи о советской действительности: «Русь советская», «Возвращение на родину» и др.
- Вопрос 39. Особенности жанра, проблематика и художественное своеобразие поэмы с. Есенина «Анна Снегина».
- Вопрос 42. Шолохов. Образ Мелехова, Судьба чел. На переломе истории. Противоречивость трактовки образа Григория в критике.
- 43 Смысл финала
- Вопрос 45. Проза Великой Отечественной войны. Проблематика, художественное своеобразие (на примере повести в. Астафьева «Пастух и Пастушка»)
- Вопрос 60
- Вопрос 62. «Женская проза» Последних десятилетий. (т. Толстая, л. Улицкая, л.Петрушевская).
- Вопрос 63. Современная русская проза.
- 40 Вопрос 52. Творческий путь м. Шолохова. Особенности реалистического метода писателя.