logo
шпоры по лит-ре

Вопрос 3. Символизм как литературное направление. Теория и художественная практика.

Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon — знак, символ) — литературно-художественное направление конца XIX — начала XX века. Символизм возник во Франции как оппозиция тра­диционной философии и культуре, а также натура­лизму и реализму. Основы эстетики символизма сло­жились в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др. в конце 60—70-х гг. XIX века. В противовес позитивизму, утверждавше­му возможность рационального познания мира, сим­волисты сделали ставку на интуитивизм, для кото­рого интуиция, подсознание важнее разума и логи­ки. В «Манифесте символизма», написанном в 1886 г. Ж. Мореасом, говорилось, что прямое изоб­ражение реальности, быта только скользит по повер­хности жизни и только при помощи символа-наме­ка можно интуитивно приобщиться к тайне мира, почувствовать ее на внерациональном уровне — «искусство начинается... там, где... порывания за пределы познаваемого» (В. Брюсов). Результаты интуитивного постижения мира невозможно передать буквально, словами, «мысль изреченная есть ложь», ценность поэтической речи — в недосказанности, не­договоренности, утаенности смысла; нужно намек­нуть читателю, пробудить нужное настроение, зас­тавить проделать сходный интуитивный опыт; именно поэтический символ сможет помочь «прорваться» сквозь быт и повседневность к бытию, идеальной сущности мира. Творчество, в понимании символистов, — это подсознательно-интуитивное созерцание неких тайных смыслов, доступных лишь священным. Несомненна преемственная связь символизма с романтизмом (романтическая концепция «двоемирия», противопоставление низменной повседневности и жизни духа, создание художником своего, особого мира, более прекрасного и истинного, чем реальный), но если романтики отвергали мир реальный ради мира идеального, то символисты пытались найти проявления мира идей в реальном измерении, и именно символ становится своего рода «шлюзом», «окном» в сверхвременной идеальный , средством связи двух миров («Я не символист, если слова мои равны себе, если они — не эхо иных звуков, ...если мои слова не убеждают его <слушателя> в существовании скрытой жизни там, где разум его не подозревал жизни». — Вяч. Иванов; Символ — окно в Вечность». — А. Белый).

Лозунг символистов — a realibus ad realiora (от реального к реальнейшему), их цель — поиск проявлений бесконечного в конечном, соответствий между высшим «вечным» и земным миром, поскольку реальное — лишь неизбежная оболочка иного мира. Важную роль в эстетике символизма играла категория музыки, понимаемая не только как звуковой поток, широкое использование звуковых и ритмических возможностей поэзии, но как мистическую силу, «душу мира», первооснову искусства, высшее интуитивное постижение сущности явлений. Значимой для символизма стала идея «жизнетворчества»: возвышение искусства до степени всемирного и превращение его в высокую «игру», переносимую в личную жизнь; создание особой мифологизированной действительности - выстраивание жизни по законам искусства.

В России символизм возник в начале 1890-х гг. важнейшими документами и манифестами, теоретически обосновавшими его, стали работы Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»(1892г., опубликована в 1893г.) и «Элементарные слова о символической поэзии» К. Бальмонта.

Литературоведы обычно выделяют три «волны» русского символизма.

Первая из них представлена груп­пой петербургских писателей (Н. Минский, Д. Мережковский, 3.Гиппиус и др.), связавших искусство с богоискательскими идеями и провозгласивших новые принципы искусства, восходящие к принципам евро­пейского модернизма; критика называла их декаден­тами.

Второе течение (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др.) получило в литературоведении наимено­вание «старших» символистов. Для старших символистов также характерно декадентское миро­ощущение: отрицание окружающей действительно­сти и восприятие ее как безобразной, злой, скуч­ной, бессмысленной; пессимизм, апокалиптические настроения, страх смерти и т. д. («Мы устали пре­следовать цели, на работу затрачивать силы, мы созрели для могилы». — Ф. Сологуб). Реальности старшие символисты противопоставляли мир меч­ты и творчества, истинный мир, где личность обре­тает полную свободу («Беру кусок жизни, грубой и зримой, и творю из нее сладостную легенду, ибо я — поэт». Ф. Сологуб). Этим писателям было свойствен­но импрессионистическое восприятие жизни и стрем­ление к чисто художественному обновлению русской поэзии; им удалось разработать стих, построенный на принципах, противоположных классическим: ту­манность, неопределенность смысловой стороны слова, акцентирование его музыкального звучания («Лила, лила, лила, качала два тельно-алые стек­ла, белей лилей, алее лала, бела была ты и ала». Ф. Сологуб), подвижность и многозначность поэти­ческого слова, разработка новых ритмов, строф я т. д. Старшие символисты рассматривали символизм как чисто литературное явление (своеобразная «точ­ка отсчета» символизма в организационном отно­шении — издание московской группой, возглавлен­ной В. Брюсовым, трех выпусков сборника «Русские символисты» в 1894—1895 гг.).

И наконец, третья «волна» русского символизма — это «младшие» сим­волисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.), приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Владимирa Соловьева, утверждавшего, что в мир зла и обмана снизойдет божественная Красота (Вечная Женственность, Душа мира), которая должна «спасти мир», соединив небесное, божественное начало с земным, материальным. У «младосимволистов» декадентское неприятие мира сменяется ожиданием его грядущего преображения («Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя». — А. Блок). Именно «младшие» вводят в поэтику русского символизма понятие символа.

Основными установками символизма были:

Организационные центры русского символизма — издательства Скорпион», «Гриф» и «Мусагет», журналы «Весы», Золотое руно», частично «Мир искусств».

К наиболее значительным объединениям символистов относятся «Религиозно-философское общество», «Литературно-художественный кружок», «Воскресения» Ф. Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова как салон русской творческой интеллигенции.