Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен ряд вопросов о творчестве А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века, ведущих тенденциях в русской музыкальной культуре второй половины XIX века. Так же были изучены эстетические основы творчества А.П. Бородина: жанры и тематика произведений, определен тип драматургии и средства характеристики героев в опере «Князь Игорь».
Изначально были раскрыты эстетические основы творчества А.П. Бородина, жанры и тематика его произведений. На основе полученных исследований были сделаны выводы о том, что произведения композитора написаны в различных жанрах. Это оперы, симфонии, симфоническая картина, квартеты, романсы, фортепианные пьесы. Тематика произведений – величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса.
Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Лирика А.П. Бородина воплощает возвышенные и цельные чувства, отличается жизнеутверждающим характером. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический язык А.П. Бородина отличается исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.
В опере «Князь Игорь» А.П. Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от М.И. Глинки. Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. А.П. Бородин противопоставляет характеристики борющихся сил. Духовному величию и стойкости защитников русской земли противостоит жестокость и хищность захватчиков. Таким образом, можно определить, что тип драматургии оперы «Князь Игорь» - лирико-эпическая русская опера, где сталкиваются две различные национальные сферы – русская и восточная.
Для создания разнохарактерных образов в опере А.П. Бородин использовал различные музыкальные средства. Каждый из основных действующих героев охарактеризован несколькими самостоятельными музыкальными эпизодами – это арии, ариозо, песни, используя которые композитор представляет наиболее полный, целостный портрет (ария Игоря, Плач Ярославны и др.). Главнейшим из музыкально – выразительных средств в опере является мелодия – напевная, ясная, пластичная, обобщенно выражающая смысл и настроение текста. Речитативы у А.П. Бородина отличаются меткостью передачи индивидуальных особенностей речи героев, носят мелодически закругленный характер, приближаясь к ариозо.
В образах героев А.П. Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны. Обращаясь к далекому прошлому, А.П. Бородин, подобно другим члена «Могучей кучки», не уходил от современности, а, напротив, отвечал на ее запросы.
Положительные герои Бородина предстают перед нами как носители нравственных идеалов, олицетворяя верность родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. Это цельные и гармоничные натуры, которым не свойственны внутренний разлад, мучительные душевные конфликты. Отражены в музыке А.П. Бородина и противоречия жизни, ее трагические стороны. Однако композитор верит в силу света и разума, в их конечную победу. Он всегда сохраняет оптимистический взгляд на мир, спокойное, объективное отношение к действительности.
- Глава I. Творчество а.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века………………………………………..6
- Глава II. Опера «Князь Игорь» а.П. Бородина: тип драматургии, средства характеристики героев……………………………………………20
- Глава I. Творчество а.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века.
- Глава II. Опера «Князь Игорь» а.П. Бородина: тип драматургии, средства характеристики героев.
- 2.1. Тип драматургии в опере «Князь Игорь» а.П. Бородина.
- 2.2. Средства характеристики героев в опере «Князь Игорь» а.П. Бородина
- Заключение
- Список литературы