К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Истоки и причины появления авторской песни, её специфические жанрово-стилевые качества и основные представители.
2. Этическое и эстетическое своеобразие лирико-песенного творчества Б.Ш. Окуджавы (1924-1997): основные образы, мотивы и лирический герой, создание особого лирического жанра песенок. Ориентация на архаику и использование традиций старинного романса.
3. Песни как особый жанр лирики В.С. Высоцкого (1938-1980), их проблемно-тематическое своеобразие. Темы войны, природы и России.
4. Философичность и исповедальный характер песен поэта 1970-х гг.
5. Содержательно-стилистические особенности песен В.С. Высоцкого. Роль гротеска. Произведения В.С. Высоцкого как результат синтеза смежных искусств.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О б я з а т е л ь н ы й
Зайцев В.А.Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. Тверь; М.: Тверская областная типография, 2003.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 1. С. 90-100.
Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: М.: САГА: ФОРУМ, 2006. С. 482-485.
Русские поэты ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 270-279.
Зайцев В.А.«Музыка арбатского двора»: Поэтический мир Б.Ш. Окуджавы //Русская словесность. 1999. № 1. С. 5-10.
Звонарёва Л. Вторая жизнь героев волшебной сказки: [сказочные сюжеты и образы в творчестве Вл. Высоцкого] // Детская литература. 2001. № 1-2. С. 81-89.
Ничипоров И.Б., Жукова Е.Н.Вглубь авторской песни //Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 2003. № 4. С. 198-203.
Новиков В.Авторская песня как литературный факт //Авторская песня. М.: Олимп: АСТ, 2002. С. 5-14.
Поляков В.Ф.Гражданская эстетика Высоцкого //Вопросы философии. 2004.
№ 11. С. 49-64.
Сухих И. На разрыв аорты: (1960-1980. Песни-баллады В. Высоцкого) //Звезда. 2003. № 10. С. 225-233.
Сычёв Б.П. Сыновья уходят в бой: авторская песня. Тема войны в творчестве В. Высоцкого // Литература в школе. 2005. № 7. С. 41-44.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Аннинский Л.А. Барды. М.: Согласие, 1999.
Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2006. С. 283-307.
Богомолов Н. Булат Окуджава и массовая культура // Вопросы литературы. 2002. № 3. С. 4-14.
Зайцев В.А. Жанровое своеобразие стихов-песен Окуджавы, Высоцкого, Галича о войне // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 2003. № 4. С. 40-59.
Зайцев В.А. Авторская песня: её восприятие и перспективы изучения на современном этапе //Филологические науки. 2005. № 2. С. 77-85.
Уварова С.«Писать о войне трудно…»: [О поэзии Б. Окуджавы и В. Высоцкого] //Детская литература. 1998. № 5/6. С. 144-147.
Фролова О.Е. Военные песни Б.Ш. Окуджавы // Русская речь. 2005. № 3. С. 32-40.
11. ПОВЕСТЬ «ДОЧЬ ИВАНА, МАТЬ ИВАНА» В.Г. РАСПУТИНА (Р. 1937)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» в оценке современной критики. Жанровое своеобразие произведения.
2. Онтологическая основа повести: проблема русского исхода, модель современного мира и столкновение цивилизаций в осмыслении В.Г. Распутина.
3. Социально-философские аспекты проблемы зла и возмездия за него.
4. Эволюция и типы русского национального характера в повести. Роль внутренних монологов героев в раскрытии авторского замысла.
5. Место повести в современном литературном процессе.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О б я з а т е л ь н ы й
Ананичев А. Позлей злодея будь! // Литературная Россия. 2004. № 4. 30 января. С. 15.
Андреева И.В. «…Надо стать сильной. Сильнее себя!: Повесть В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в X-XI кл. // Литература в школе. 2004. № 9. «Уроки литературы»: Прил. к журналу «Литература в школе». 2004. № 9. С. 11-12.
Быков Дм. Зори над распутьем // Новый мир. 2004. № 4. С. 164-167.
Кокшенёва К. Границы судьбы: о повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и теме зла в современной литературе // Москва. 2004. № 2. С. 186-197.
Курбатов В. Диагноз (О новом романе Валентина Распутина) // Литературная учёба. 2004. № 3. С. 75-81.
Теракопян Л. Храм и торжище // Дружба народов. 2004. № 11. С. 207-215.
Чалмаев В.А. «Молений и молний взаимная сила…»: О новой повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Литература в школе. 2004. № 6. С. 22-24.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Беляков С. Живи в России // Урал. 2004. № 3. С. 246-249.
Сенчин Р. В авторской колее // Литературная Россия. 2004. № 8. 27 февраля.
С. 2.
Славин С. Суд по-сибирски // Книжное обозрение. 2004. № 21. 24 мая. С. 19.
12. ДРАМАТУРГИЯ А.В. ВАМПИЛОВА (1937-1972)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Вампиловская трагикомедия: специфические черты жанра.
2. Экзистенциальное своеобразие пьесы «Старший сын»: парадоксальность мотива Дома, проблема кровного и духовного родства.
3. Мотивы маски и лицедейства, их роль в раскрытии нравственной проблематики пьесы.
4. Особенности композиции и смысл названия пьесы «Утиная охота».
5. Проблема распада общественной морали в «Утиной охоте».
6. Образ Зилова как воплощение драмы несостоявшейся жизни в контексте проблемы «лишнего человека». Роль символики.
7. Особенности психологизма и постановки проблемы выбора в пьесах А.В. Вампилова.
С п и с о к л и т е р а т у р ы:
О с н о в н о й
Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. С. 58-76.
Гушанская Е.М. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1990. С. 121-149, 174-247.
Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 180-191.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 2. С. 184-194.
Сушков Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М.: Советская Россия, 1989. С. 56-62, 84-126.
Бычкова М.Б. «Утиная охота» А. Вампилова: попытка экзистенциального прочтения // Драма и театр: Сб. науч. трудов. Тверь: ТвГУ, 2001. Вып. II. С. 105-114.
Выгорбина Д. Запрещённая и непонятая пьеса А. Вампилова «Утиная охота» – трагический фарс? // Литературная учёба. 2002. № 2. С. 159-161.
Муромский В.П. «Сохранить и преумножить человеческое в человеке…»: К 60-летию А. Вампилова // Литература в школе. 1997. № 5. С. 78-85.
Румянов А. Драматург на все времена: К 65-летию со дня рождения Александра Вампилова // Москва. 2003. № 8. С. 161-174.
Стрельцова Е.И. Ружьё или телефон?: О символике пьесы «Утиная охота» А. Вампилова // Русская речь. 1988. № 4. С. 44-50.
Тендитник Н. Неразгаданный Вампилов // Москва. 2001. № 9. С. 98-108.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Русская литература ХХ века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 2. С. 442-451.
Тендитник Н.С. Александр Вампилов. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1979. С. 36-62.
Вангу К. «Утиная охота»: герой из промежутка: [Заметки о пьесе А. Вампилова] // Литературная учёба. 1997. № 5/6. С. 102-105.
13. ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА (1929-1974)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Эстетические принципы прозы (жанра рассказа) в осмыслении В.М. Шукшина.
2. Галерея характеров в рассказах В.М. Шукшина: «чудики» и «античудики» («Чудик», «Срезал»).
3. Трагическое начало в рассказах В.М. Шукшина («Жена мужа в Париж провожала»).
4. Проблема личного достоинства и справедливости в рассказах «Обида» и «Кляуза».
5. Особенности сюжетно-композиционной структуры рассказов В.М. Шукшина: преобладание диалога, лаконизм, отсутствие развёрнутых описаний, открытый финал, бытовая ситуация как основа сюжета.
6. Социально-философский смысл сатирической сказки «До третьих петухов» (1974). Пророческие мотивы и современность.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О с н о в н о й
Апухтина В.А. Проза В. Шукшина: Монография. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1986. С. 30-40, 50-78.
Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. М.: Просвещение, 1993.
С. 34-84.
Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик. М.: Советский писатель, 1986. С. 44-118.
Коробов В.И. Василий Шукшин. 2-е изд. М.: Современник, 1988. С. 77-196, 221-244.
Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-Центр, 1999. С. 13-133, 164-302.
Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. Эссе. СПб.: Паритет, 2004. С. 458-487.
Кофанова Е.В. Народный характер в творчестве В.М. Шукшина // Русская словесность. 1996. № 6. С. 39-43.
Куляпин А. Три источника и три составных части рассказа В.М. Шукшина «Срезал» // Звезда. 2000. № 2. С. 192-197.
Переяслов Н. Литература после Шукшина: о пророческих мотивах сказки «До третьих петухов» // Роман-журнал XXI век. 2005. № 4. С. 104-107.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Емельянов Л.И.Василий Шукшин: Очерк творчества. Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1983. С. 3-91.
Ершов Л.Ф. Память и время. М.: Современник, 1984. С. 247-263.
Клитко А.И. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М.: Современник, 1981.
С. 92-158.
Яновский Н.Н. Точка зрения: о трагизме и сатире в шукшинской прозе // Сибирские огни. 1990. № 2. С. 135-14
14. ПОЭЗИЯ И.А. БРОДСКОГО (1940-1996)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Основные этапы жизненного и творческого пути поэта.
2. Истоки и особенности художественного почерка И.А. Бродского. Философское видение мира (близость экзистенциализму).
3. Основные мотивы и ключевые образы лирики И.А. Бродского.
4. Роль и значение библейской тематики в творчестве поэта.
5. Особенности стиля, поэтики и ритмики стихотворений И.А. Бродского.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О с н о в н о й
Бондаренко В.Г.Последние поэты империи: Очерки литературных судеб. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 479-552.
Иосиф Бродский: труды и дни. М.: Независимая газета, 1998.
Литература русского зарубежья(1920-1990): Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 598-629.
Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательство «Logos», Высшая школа, 2002. С. 567-578.
Стрижевская Н.И. Письмена перспективы. О поэзии Иосифа Бродского. М.: ГРААЛЬ, 1997.
Глазунова О.И. Мотивы оледенения и конца жизненного пути в поэзии И. Бродского 80-х годов: (О стихотворении «Эклога 4-я (зимняя)») // Русская литература. 2005. № 1. С. 241-253.
Глазунова О.И. Парадоксы восприятия поэзии Иосифа Бродского // Русская литература. 2004. № 2. С. 244-255.
Глазунова О.И. Стихотворение Бродского «На смерть Жукова»: К вопросу о гражданской позиции автора // Нева. 2005. № 5. С. 237-247.
Кузнецова Л.П. Знакомимся с поэзией И. Бродского: Урок-исследование // Литература в школе. 2005. № 12. С. 27-30.
Рогинский Б. «Это такая моя сверхидея…» (о ранних стихах Бродского) // Звезда. 2000. № 5. С. 99-103.
Романова И.В. Диалог лирического героя И. Бродского с Богом // Филологические науки. 2006. № 3. С. 13-21.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Иосиф Бродский и мир. Метафорика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 2000.
Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2006. С. 420-434.
Поэтика Иосифа Бродского: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003.
Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины». Интертексты Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 146-332.
Лекманов О. «Рождественская звезда»: Текст и подтекст // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 162-165.
15. ПОЭЗИЯ Ю.П. КУЗНЕЦОВА (1941-2003)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Творчество Ю.П. Кузнецова в оценке критики.
2. Тема России и «русская идея» в лирике Ю.П. Кузнецова.
3. Характер лирического героя в стихотворениях Ю.П. Кузнецова.
4. Гражданские и философские мотивы.
5. Стилевое своеобразие лирики Ю.П. Кузнецова: масштабная символика, сложная ассоциативность, черты сюрреализма. Формы художественной условности.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О б я з а т е л ь н ы й
Бондаренко В.Г. Последние поэты империи: Очерки литературных судеб. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 553-570.
Редькин В.А. Русская поэзия второй половины ХХ века: Учебное пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. С. 242-269.
Кожинов В.В. О поэтическом мире Юрия Кузнецова // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Советская Россия, 1990. С. 219-233.
Анкудинов К. Напролом: размышления о поэзии Юрия Кузнецова // Новый мир. 2005. № 2. С. 137-152.
Васильева Л. Парадоксы Юрия Кузнецова // Наш современник. 2006. № 2.
С. 148-155.
Ермилова Е.В. «Я смотрю в упор»: К 65-летию со дня рождения Ю.П. Кузнецова // Литература в школе. 2006. № 1. С. 3-12.
Косарева Л. «Через дом прошла разрыв-дорога»: О противоречиях творчества Ю. Кузнецова // Вопросы литературы. 1986. № 2. С. 79-97.
Кожинов В. Необходимость и естественность иерархии // Литературная Россия. 1993. № 34. 23 августа. С. 19.
Кузин Н. Про сакральность, инфернальность и… сомнительные намёки… // Литературная Россия. 1991. № 2. 11 января. С. 8.
Обсуждаем книгу стихов Ю. Кузнецова «Ни рано ни поздно» // Литературное обозрение. 1987. № 10. С. 40-45.
Ткаченко П. «Я зову в собеседники время…»: Юрий Кузнецов в русском самосознании // Дон. 2005. № 11-12. С. 129-142.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Плеханова И.И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века: учеб пособие. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. С. 328-347.
Огрызко В. Есть и вера, и свобода // Наш современник. 1991. № 3. С. 179-180.
Курицын В. Страна без трения и ландшафта // Литературная газета. 1990.
№ 47. 21 ноября. С. 5.
Фёдоров И. Находил он в отраве отраду…: О нравственности лирического героя Ю. Кузнецова // Литературная учёба. 1982. № 2. С. 96-105.
16. РОМАН «КЫСЬ» Т.Н. ТОЛСТОЙ (Р. 1951)
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Жанровое своеобразие, смысл названия и особенности композиции романа. Традиции и признаки антиутопии.
2. Социально-философская концепция мироустройства. Тема книги и мотив чтения и их роль в раскрытии проблематики произведения. Смысл образа Фёдора Кузьмича.
3. Образ главного героя как ироническое выражение русской ментальности.
4. Время и пространство в структуре повествования.
5. Роль финала для понимания смысла романа.
6. Особенности языка и стиля произведения: метафоризм, гиперболизация, ирония, сатира, пародия, интертекстуальность. Роль фольклора.
С п и с о к л и т е р а т у р ы
О б я з а т е л ь н ы й
Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 137-154.
Скаковская Л.Н. Фольклорная парадигма русской прозы последней трети ХХ века: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. С. 206-233.
Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие. СПб.; М.: САГА: ФОРУМ, 2004. С. 49-60.
Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты // Знамя. 2001. № 3. С. 219-221.
Давыдова Т.Т. Роман Т. Толстой «Кысь»: проблемы, образы героев, жанр, повествование // Русская словесность. 2002. № 6. С. 25-30.
Пронина А.В. Наследство цивилизации: о романе Т. Толстой «Кысь» // Русская словесность. 2002. № 6. С. 31-32.
Славникова О.Пушкин с маленькой буквы //Новый мир.2001. № 3. С. 177-183.
Шохина И.И. На перекрёстке двух бездн // Русская словесность. 2003. № 5. С. 23-28.
Д о п о л н и т е л ь н ы й
Латынина А. «А вот вам ваш духовный ренессанс» // Литературная газета. 2000. № 47. С. 10.
Переяслов Н. Жизнь после Взрыва //Литературная газета.2001. № 43. 24-30 октября. С. 7.
- Министерство образования Российской Федерации
- Темы лекций и вопросы для самостоятельной работы
- 2. Лекция. Основные тенденции развития прозы 1950-1960-х гг.
- Темы практических занятий
- К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
- Список художественных произведений для обязательного чтения
- Основная литература
- I. Учебники и учебные пособия
- II. Персоналии
- А.В. Вампилов
- Л.С. Петрушевская
- В.Г. Распутин
- Н.М. Рубцов
- А.И. Солженицын
- А.Т. Твардовский
- Ю.В. Трифонов
- В.М. Шукшин
- Дополнительная литература
- I. Литературоведение и критика (работы общего характера)
- II. Проза
- III. Поэзия
- IV. Драматургия
- III. Справочная литература
- Вопросы для подготовки к экзамену