logo
МетодИРЛ2011 (1)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Истоки и причины появления авторской песни, её специфические жанрово-стилевые качества и основные представители.

2. Этическое и эстетическое своеобразие лирико-песенного творчества Б.Ш. Окуджавы (1924-1997): основные образы, мотивы и лирический герой, создание особого лирического жанра песенок. Ориентация на архаику и использование традиций старинного романса.

3. Песни как особый жанр лирики В.С. Высоцкого (1938-1980), их проблемно-тематическое своеобразие. Темы войны, природы и России.

4. Философичность и исповедальный характер песен поэта 1970-х гг.

5. Содержательно-стилистические особенности песен В.С. Высоцкого. Роль гротеска. Произведения В.С. Высоцкого как результат синтеза смежных искусств.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Зайцев В.А.Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. Тверь; М.: Тверская областная типография, 2003.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 1. С. 90-100.

Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: М.: САГА: ФОРУМ, 2006. С. 482-485.

Русские поэты ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 270-279.

Зайцев В.А.«Музыка арбатского двора»: Поэтический мир Б.Ш. Окуджавы //Русская словесность. 1999. № 1. С. 5-10.

Звонарёва Л. Вторая жизнь героев волшебной сказки: [сказочные сюжеты и образы в творчестве Вл. Высоцкого] // Детская литература. 2001. № 1-2. С. 81-89.

Ничипоров И.Б., Жукова Е.Н.Вглубь авторской песни //Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 2003. № 4. С. 198-203.

Новиков В.Авторская песня как литературный факт //Авторская песня. М.: Олимп: АСТ, 2002. С. 5-14.

Поляков В.Ф.Гражданская эстетика Высоцкого //Вопросы философии. 2004.

№ 11. С. 49-64.

Сухих И. На разрыв аорты: (1960-1980. Песни-баллады В. Высоцкого) //Звезда. 2003. № 10. С. 225-233.

Сычёв Б.П. Сыновья уходят в бой: авторская песня. Тема войны в творчестве В. Высоцкого // Литература в школе. 2005. № 7. С. 41-44.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Аннинский Л.А. Барды. М.: Согласие, 1999.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2006. С. 283-307.

Богомолов Н. Булат Окуджава и массовая культура // Вопросы литературы. 2002. № 3. С. 4-14.

Зайцев В.А. Жанровое своеобразие стихов-песен Окуджавы, Высоцкого, Галича о войне // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 2003. № 4. С. 40-59.

Зайцев В.А. Авторская песня: её восприятие и перспективы изучения на современном этапе //Филологические науки. 2005. № 2. С. 77-85.

Уварова С.«Писать о войне трудно…»: [О поэзии Б. Окуджавы и В. Высоцкого] //Детская литература. 1998. № 5/6. С. 144-147.

Фролова О.Е. Военные песни Б.Ш. Окуджавы // Русская речь. 2005. № 3. С. 32-40.

11. ПОВЕСТЬ «ДОЧЬ ИВАНА, МАТЬ ИВАНА» В.Г. РАСПУТИНА (Р. 1937)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» в оценке современной критики. Жанровое своеобразие произведения.

2. Онтологическая основа повести: проблема русского исхода, модель современного мира и столкновение цивилизаций в осмыслении В.Г. Распутина.

3. Социально-философские аспекты проблемы зла и возмездия за него.

4. Эволюция и типы русского национального характера в повести. Роль внутренних монологов героев в раскрытии авторского замысла.

5. Место повести в современном литературном процессе.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Ананичев А. Позлей злодея будь! // Литературная Россия. 2004. № 4. 30 января. С. 15.

Андреева И.В. «…Надо стать сильной. Сильнее себя!: Повесть В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в X-XI кл. // Литература в школе. 2004. № 9. «Уроки литературы»: Прил. к журналу «Литература в школе». 2004. № 9. С. 11-12.

Быков Дм. Зори над распутьем // Новый мир. 2004. № 4. С. 164-167.

Кокшенёва К. Границы судьбы: о повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и теме зла в современной литературе // Москва. 2004. № 2. С. 186-197.

Курбатов В. Диагноз (О новом романе Валентина Распутина) // Литературная учёба. 2004. № 3. С. 75-81.

Теракопян Л. Храм и торжище // Дружба народов. 2004. № 11. С. 207-215.

Чалмаев В.А. «Молений и молний взаимная сила…»: О новой повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Литература в школе. 2004. № 6. С. 22-24.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Беляков С. Живи в России // Урал. 2004. № 3. С. 246-249.

Сенчин Р. В авторской колее // Литературная Россия. 2004. № 8. 27 февраля.

С. 2.

Славин С. Суд по-сибирски // Книжное обозрение. 2004. № 21. 24 мая. С. 19.

12. ДРАМАТУРГИЯ А.В. ВАМПИЛОВА (1937-1972)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Вампиловская трагикомедия: специфические черты жанра.

2. Экзистенциальное своеобразие пьесы «Старший сын»: парадоксальность мотива Дома, проблема кровного и духовного родства.

3. Мотивы маски и лицедейства, их роль в раскрытии нравственной проблематики пьесы.

4. Особенности композиции и смысл названия пьесы «Утиная охота».

5. Проблема распада общественной морали в «Утиной охоте».

6. Образ Зилова как воплощение драмы несостоявшейся жизни в контексте проблемы «лишнего человека». Роль символики.

7. Особенности психологизма и постановки проблемы выбора в пьесах А.В. Вампилова.

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

О с н о в н о й

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. С. 58-76.

Гушанская Е.М. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1990. С. 121-149, 174-247.

Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 180-191.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 2. С. 184-194.

Сушков Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М.: Советская Россия, 1989. С. 56-62, 84-126.

Бычкова М.Б. «Утиная охота» А. Вампилова: попытка экзистенциального прочтения // Драма и театр: Сб. науч. трудов. Тверь: ТвГУ, 2001. Вып. II. С. 105-114.

Выгорбина Д. Запрещённая и непонятая пьеса А. Вампилова «Утиная охота» – трагический фарс? // Литературная учёба. 2002. № 2. С. 159-161.

Муромский В.П. «Сохранить и преумножить человеческое в человеке…»: К 60-летию А. Вампилова // Литература в школе. 1997. № 5. С. 78-85.

Румянов А. Драматург на все времена: К 65-летию со дня рождения Александра Вампилова // Москва. 2003. № 8. С. 161-174.

Стрельцова Е.И. Ружьё или телефон?: О символике пьесы «Утиная охота» А. Вампилова // Русская речь. 1988. № 4. С. 44-50.

Тендитник Н. Неразгаданный Вампилов // Москва. 2001. № 9. С. 98-108.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Русская литература ХХ века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 2. С. 442-451.

Тендитник Н.С. Александр Вампилов. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1979. С. 36-62.

Вангу К. «Утиная охота»: герой из промежутка: [Заметки о пьесе А. Вампилова] // Литературная учёба. 1997. № 5/6. С. 102-105.

13. ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА (1929-1974)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Эстетические принципы прозы (жанра рассказа) в осмыслении В.М. Шукшина.

2. Галерея характеров в рассказах В.М. Шукшина: «чудики» и «античудики» («Чудик», «Срезал»).

3. Трагическое начало в рассказах В.М. Шукшина («Жена мужа в Париж провожала»).

4. Проблема личного достоинства и справедливости в рассказах «Обида» и «Кляуза».

5. Особенности сюжетно-композиционной структуры рассказов В.М. Шукшина: преобладание диалога, лаконизм, отсутствие развёрнутых описаний, открытый финал, бытовая ситуация как основа сюжета.

6. Социально-философский смысл сатирической сказки «До третьих петухов» (1974). Пророческие мотивы и современность.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О с н о в н о й

Апухтина В.А. Проза В. Шукшина: Монография. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1986. С. 30-40, 50-78.

Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. М.: Просвещение, 1993.

С. 34-84.

Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик. М.: Советский писатель, 1986. С. 44-118.

Коробов В.И. Василий Шукшин. 2-е изд. М.: Современник, 1988. С. 77-196, 221-244.

Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-Центр, 1999. С. 13-133, 164-302.

Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. Эссе. СПб.: Паритет, 2004. С. 458-487.

Кофанова Е.В. Народный характер в творчестве В.М. Шукшина // Русская словесность. 1996. № 6. С. 39-43.

Куляпин А. Три источника и три составных части рассказа В.М. Шукшина «Срезал» // Звезда. 2000. № 2. С. 192-197.

Переяслов Н. Литература после Шукшина: о пророческих мотивах сказки «До третьих петухов» // Роман-журнал XXI век. 2005. № 4. С. 104-107.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Емельянов Л.И.Василий Шукшин: Очерк творчества. Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1983. С. 3-91.

Ершов Л.Ф. Память и время. М.: Современник, 1984. С. 247-263.

Клитко А.И. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М.: Современник, 1981.

С. 92-158.

Яновский Н.Н. Точка зрения: о трагизме и сатире в шукшинской прозе // Сибирские огни. 1990. № 2. С. 135-14

14. ПОЭЗИЯ И.А. БРОДСКОГО (1940-1996)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Основные этапы жизненного и творческого пути поэта.

2. Истоки и особенности художественного почерка И.А. Бродского. Философское видение мира (близость экзистенциализму).

3. Основные мотивы и ключевые образы лирики И.А. Бродского.

4. Роль и значение библейской тематики в творчестве поэта.

5. Особенности стиля, поэтики и ритмики стихотворений И.А. Бродского.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О с н о в н о й

Бондаренко В.Г.Последние поэты империи: Очерки литературных судеб. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 479-552.

Иосиф Бродский: труды и дни. М.: Независимая газета, 1998.

Литература русского зарубежья(1920-1990): Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 598-629.

Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательство «Logos», Высшая школа, 2002. С. 567-578.

Стрижевская Н.И. Письмена перспективы. О поэзии Иосифа Бродского. М.: ГРААЛЬ, 1997.

Глазунова О.И. Мотивы оледенения и конца жизненного пути в поэзии И. Бродского 80-х годов: (О стихотворении «Эклога 4-я (зимняя)») // Русская литература. 2005. № 1. С. 241-253.

Глазунова О.И. Парадоксы восприятия поэзии Иосифа Бродского // Русская литература. 2004. № 2. С. 244-255.

Глазунова О.И. Стихотворение Бродского «На смерть Жукова»: К вопросу о гражданской позиции автора // Нева. 2005. № 5. С. 237-247.

Кузнецова Л.П. Знакомимся с поэзией И. Бродского: Урок-исследование // Литература в школе. 2005. № 12. С. 27-30.

Рогинский Б. «Это такая моя сверхидея…» (о ранних стихах Бродского) // Звезда. 2000. № 5. С. 99-103.

Романова И.В. Диалог лирического героя И. Бродского с Богом // Филологические науки. 2006. № 3. С. 13-21.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Иосиф Бродский и мир. Метафорика. Античность. Современность. СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 2000.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2006. С. 420-434.

Поэтика Иосифа Бродского: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003.

Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины». Интертексты Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 146-332.

Лекманов О. «Рождественская звезда»: Текст и подтекст // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 162-165.

15. ПОЭЗИЯ Ю.П. КУЗНЕЦОВА (1941-2003)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Творчество Ю.П. Кузнецова в оценке критики.

2. Тема России и «русская идея» в лирике Ю.П. Кузнецова.

3. Характер лирического героя в стихотворениях Ю.П. Кузнецова.

4. Гражданские и философские мотивы.

5. Стилевое своеобразие лирики Ю.П. Кузнецова: масштабная символика, сложная ассоциативность, черты сюрреализма. Формы художественной условности.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Бондаренко В.Г. Последние поэты империи: Очерки литературных судеб. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 553-570.

Редькин В.А. Русская поэзия второй половины ХХ века: Учебное пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. С. 242-269.

Кожинов В.В. О поэтическом мире Юрия Кузнецова // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Советская Россия, 1990. С. 219-233.

Анкудинов К. Напролом: размышления о поэзии Юрия Кузнецова // Новый мир. 2005. № 2. С. 137-152.

Васильева Л. Парадоксы Юрия Кузнецова // Наш современник. 2006. № 2.

С. 148-155.

Ермилова Е.В. «Я смотрю в упор»: К 65-летию со дня рождения Ю.П. Кузнецова // Литература в школе. 2006. № 1. С. 3-12.

Косарева Л. «Через дом прошла разрыв-дорога»: О противоречиях творчества Ю. Кузнецова // Вопросы литературы. 1986. № 2. С. 79-97.

Кожинов В. Необходимость и естественность иерархии // Литературная Россия. 1993. № 34. 23 августа. С. 19.

Кузин Н. Про сакральность, инфернальность и… сомнительные намёки… // Литературная Россия. 1991. № 2. 11 января. С. 8.

Обсуждаем книгу стихов Ю. Кузнецова «Ни рано ни поздно» // Литературное обозрение. 1987. № 10. С. 40-45.

Ткаченко П. «Я зову в собеседники время…»: Юрий Кузнецов в русском самосознании // Дон. 2005. № 11-12. С. 129-142.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Плеханова И.И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века: учеб пособие. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. С. 328-347.

Огрызко В. Есть и вера, и свобода // Наш современник. 1991. № 3. С. 179-180.

Курицын В. Страна без трения и ландшафта // Литературная газета. 1990.

№ 47. 21 ноября. С. 5.

Фёдоров И. Находил он в отраве отраду…: О нравственности лирического героя Ю. Кузнецова // Литературная учёба. 1982. № 2. С. 96-105.

16. РОМАН «КЫСЬ» Т.Н. ТОЛСТОЙ (Р. 1951)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Жанровое своеобразие, смысл названия и особенности композиции романа. Традиции и признаки антиутопии.

2. Социально-философская концепция мироустройства. Тема книги и мотив чтения и их роль в раскрытии проблематики произведения. Смысл образа Фёдора Кузьмича.

3. Образ главного героя как ироническое выражение русской ментальности.

4. Время и пространство в структуре повествования.

5. Роль финала для понимания смысла романа.

6. Особенности языка и стиля произведения: метафоризм, гиперболизация, ирония, сатира, пародия, интертекстуальность. Роль фольклора.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 137-154.

Скаковская Л.Н. Фольклорная парадигма русской прозы последней трети ХХ века: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. С. 206-233.

Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие. СПб.; М.: САГА: ФОРУМ, 2004. С. 49-60.

Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты // Знамя. 2001. № 3. С. 219-221.

Давыдова Т.Т. Роман Т. Толстой «Кысь»: проблемы, образы героев, жанр, повествование // Русская словесность. 2002. № 6. С. 25-30.

Пронина А.В. Наследство цивилизации: о романе Т. Толстой «Кысь» // Русская словесность. 2002. № 6. С. 31-32.

Славникова О.Пушкин с маленькой буквы //Новый мир.2001. № 3. С. 177-183.

Шохина И.И. На перекрёстке двух бездн // Русская словесность. 2003. № 5. С. 23-28.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Латынина А. «А вот вам ваш духовный ренессанс» // Литературная газета. 2000. № 47. С. 10.

Переяслов Н. Жизнь после Взрыва //Литературная газета.2001. № 43. 24-30 октября. С. 7.