logo
МетодИРЛ2011 (1)

Темы практических занятий

1. ПОСЛЕВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО (1903-1958)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Нравственно-эстетическая и философская проблематика послевоенного творчества Н.А. Заболоцкого. Вопрос о сущности красоты в стихотворении «Некрасивая девочка» (1955). Жанры стихотворного рассказа и портрета.

2. Социально-гуманистические мотивы и авторская концепция гуманизма. Тема репрессий («Где-то в поле возле Магадана...», 1956).

3. Единство человека и природы в лирике поэта. Экспрессивно-романтический характер пейзажей.

4. Любовная лирика (цикл «Последняя любовь», 1956-1957).

5. Размышления о судьбе и миссии поэта (стихотворения «На закате» (1958), «Не позволяй душе лениться!..» (1958)).

С п и с о к л и т е р а т у р ы

Игошева Т.В. Проблемы творческой эволюции Н.А. Заболоцкого: Учебное пособие. Новгород: Издательство Новгородского ун-та, 1999.

Македонов А.В. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1987.

Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: М.: САГА: ФОРУМ, 2006. С. 396-401.

Ростовцева И.И. Мир Заболоцкого. – 2-е изд. М.: Издательство МГУ; Издательство «Высшая школа», 2003.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 2. С. 165-170.

Зайцев В.А.«Образ мирозданья»: Поэзия Н.А. Заболоцкого //Русская словесность. 1997. № 2. С. 38-46.

Турков А.М. «С этапа на этап…»: О творчестве Николая Заболоцкого // Литература в школе. 2003. № 4. С. 17-20.

2. ТВОРЧЕСТВО Ю.П. КАЗАКОВА (1927-1982) КАК ЯВЛЕНИЕ НЕОСЕНТИМЕНТАЛИЗМА

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Специфика советского неосентиментализма (творчество Г.В. Семёнова, Ю.М. Нагибина, А.Г. Битова и др.).

2. Объект художественного анализа в прозе Ю.П. Казакова. Сборники его рассказов «Арктур – гончий пёс» (1958), «Голубое и зелёное» (1963).

3. Создание образа «природного человека» в рассказах «Поморка» (1957) и «Манька» (1958) и его трансформация в рассказе «Трали-вали» (1959). «Герой с растревоженной душой» в прозе Ю.П. Казакова 1960-х гг.

4. Мистика природы и искусство психологического анализа в рассказах «Осень в дубовых лесах» (1961), «Двое в декабре» (1962), «Долгие крики» (1972) и др. Обогащение писателем поэтики психологического параллелизма между состоянием человека и состоянием природы.

5. Осмысление Ю.П. Казаковым экзистенциальной трагедии в рассказе «Свечечка» (1973).

6. Проза Ю.П. Казакова и литература классического реализма.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 1. С. 232-246.

Иванов А.Вечное: (о рассказах Юрия Казакова) //Литературная учёба. 2001. № 2. С. 75-107.

Иванов А.Художественные образы в рассказах Юрия Казакова //Литературная учёба. 2002. № 1. С. 107-109.

Нездвецкий В.А.Возврат к жизни: лирическая новеллистика Юрия Казакова //Литература в школе.2001. № 2. С. 20-25.

Штокман И.Адам и Ева: (любовь, поиски счастья и герои Юрия Казакова) //Москва. 2006. № 5. С. 181-195.

3. РОМАН «РУССКИЙ ЛЕС» Л.М. ЛЕОНОВА (1899-1994)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Сюжетно-композиционные особенности романа. Специфика использования сказочных мотивов.

2. «Русский лес» как философский роман и его основные проблемы.

3. Конфликт эпохи в споре Вихрова и Грацианского. Авторская экологическая концепция и философия природы. Проблема революционного своеволия.

4. Проблема «отцов и детей» и формирование духовного облика молодых героев.

5. Полемика с догмами советской государственной идеологии и с эстетическими канонами социалистического реализма в романе «Русский лес».

6. Особенности стиля произведения.

7. Актуальность проблематики романа в настоящее время.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Вахитова Т.М. Леонид Леонов: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. С. 73-104.

Михайлов О.Н. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество: Очерк. М.: Советский писатель, 1987. С. 210-221.

Старикова Е.В. Леонид Леонов. Очерки творчества. М.: Художественная литература, 1972. С. 181-285.

Жуков И.И. Мироздание по Леонову (мечта и дело в романе «Русский лес») // Верность человеческому. Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова. М.: Наследие, 1992. С. 74-86.

Вахитова Т.М. Тема революции в творчестве Леонида Леонова («Русский лес») // Русская литература. 1987. № 4. С. 40-51.

Лейдерман Н. Парадоксы «Русского леса» // Вопросы литературы. 2000. № 6. С. 29-58.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Ковалёв В.А. Этюды о Леониде Леонове. М.: Современник, 1974. С. 160-192.

Крук И.Т. Леонид Леонов: Очерк творчества. Киев: Вища школа, 1985. С. 161-200.

4. РАССКАЗ «МАТРЁНИН ДВОР» А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (1918-2008)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Проблематика рассказа и христианская концепция бытия.

2. Композиционная структура произведения и значение её элементов в раскрытии идейного замысла.

3. Жанровые особенности произведения. Роль автора-повествователя.

4. Особенности языка и стиля рассказа. Содержательно-художественная функция символических образов.

5. «Матрёнин двор» в контексте «деревенской» прозы.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 56-134; 2-е изд., 2004.

Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84-88.

Локтионова Н. «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор» // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33-37.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Кузьмин В.В. Поэтика рассказов Солженицына. Тверь: ТвГУ, 1998. С. 107-115.

Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. Екатеринбург: Диамант, 1993. С. 45-47.

5. ПОВЕСТЬ «ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО» В.И. БЕЛОВА (Р. 1932)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. И.А. Дрынов и проблема русского национального характера. Столкновение в нём социального и природного начала. Образ И.А. Дрынова в оценке критики.

2. Философия «пошехонства» и смысл названия повести.

3. Катерина как тип русской женщины.

4. Судьбы русской деревни в авторском осмыслении.

5. Своеобразие языка и стиля произведения.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Дедков И.А. Обновлённое зрение: Из шестидесятых в восьмидесятые. М.: Искусство, 1989. С. 97-103.

Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1987. С. 23-26.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 2. С. 43-48.

Нездвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 82-92.

Селезнёв Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Советская Россия, 1983. С. 49-58.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Ершов Л.Ф. Память и время. М.: Современник, 1984. С. 212-246.

Клитко А.И. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М.: Современник, 1981.

С. 57-63.

Сурганов В.А. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. М.: Советский писатель, 1981. С. 497-500, 552, 596.

6. ЛИРИКА Н.М. РУБЦОВА (1936-1971)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Жизненный и творческий путь поэта. Критика о таланте Н.М. Рубцова.

2. Черты художественного мира Н.М. Рубцова. Основные мотивы его лирики.

3. Образ «тихой» родины и судьба России в контексте прошлого и будущего. Противостояние города и деревни.

4. Жанрово-стилевое своеобразие стихотворений Н.М. Рубцова. Роль фольклора, символики и классических традиций.

5. Национальная самобытность творчества Н.М. Рубцова.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О с н о в н о й

Зайцев В.А. Николай Рубцов. М.: Издательство МГУ, 2002.

Кожинов В.В. Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. М.: Советская Россия, 1976.

Коняев Н.М. Николай Рубцов. М.: Молодая гвардия, 2001.

Оботуров В.А. Искреннее слово. Страницы жизни и поэтический мир Николая Рубцова. М.: Советский писатель, 1987.

Редькин В.А. Русская поэзия второй половины ХХ века: Учебное пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. С. 191-217.

Селезнёв Ю.И. «Перед дорогою большою»: О поэзии Н. Рубцова // Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая: Литературно-критические статьи. М.: Современник, 1982. С. 209-222.

Бараков В.Н. О народности поэзии Николая Рубцова // Литература в школе. 1991. № 3. С. 60-68.

Глушаков П. «С душою светлою, как луч…». Из наблюдений над лирикой Николая Рубцова // Литература в школе. 2006. № 2. С. 9-14.

Основина Г.А. «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи». О стихотворении Николая Рубцова «Видения на холме» // Литература в школе. 2006. № 2. С. 15-18.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Плеханова И.И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века: учеб пособие. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. С. 272-288.

Дементьев В.В. Исповедь земли. Слово о российской поэзии. М.: Советская Россия, 1984. С. 332-351.

Кожинов В.В. Николай Рубцов // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. С. 161-191.

Павловский А. Время и родина в поэзии Н. Рубцова // Русская литература. 1986. № 1. С. 67-80.

Нехорошев А. Таинственный всадник Николая Рубцова: Творческий портрет поэта // Литературная учёба. 1987. № 2. С. 142-145.

7. ТВОРЧЕСТВО Ф.А. АБРАМОВА (1920-1983)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Творчество Ф.А. Абрамова и «деревенская проза».

2. Проблематика и идейно-художественный замысел тетралогии «Братья и сёстры» (1958-1978).

3. Образ Дома и система персонажей в тетралогии. Осмысление путей развития России в романе «Дом» (1978).

4. Христианские аспекты творчества Ф.А. Абрамова.

5. Образ России и проблемы русского национального характера в рассказах Ф.А. Абрамова.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

Галимов Ш.З. Фёдор Абрамов: Творчество, личность. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1989.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2004. С. 145-157.

Земля Фёдора Абрамова. М.: Современник, 1986.

Золотусский И.П.Фёдор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. М.: Советская Россия, 1986.

Нездвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 50-81.

Оклянский Ю.М. Дом на угоре (О Фёдоре Абрамове и его книгах). М.: Художественная литература, 1990.

Турков А.М. Фёдор Абрамов: Очерк. М.: Советский писатель, 1987.

Ханбеков Л.В. Велением совести и долга: Очерк творчества Фёдора Абрамова. М.: Современник, 1989.

Крутикова-Абрамова Л. Фёдор Абрамов и христианство // Нева. 1997. № 10.

С. 174-183.

Крутикова-Абрамова Л. Послесловие // Абрамов Ф.А. Собрание сочинений: В 6 т. СПб.: Художественная литература, 1993. Т. 4. С. 630-656.

8. РОМАН «БЕРЕГ» Ю. В. БОНДАРЕВА (Р. 1924)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Особенности сюжета и композиции романа. Символический смысл названия.

2. Основной конфликт произведения. Обращение к психологическим глубинам человека в условиях войны.

3. Проблема нравственного идеала и образ Княжко.

4. Образ Никитина и его идейно-художественная роль. Драма фронтового поколения.

5. «Берег» как социально-философский и геополитический роман.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Горбунова Е.Н. Юрий Бондарев: Очерк творчества. М.: Советская Россия, 1989. С. 223-285.

Идашкин Ю.В. Юрий Бондарев. М.: Худож. литература, 1987. С. 119-163.

Коробов В.И. Юрий Бондарев: Страницы жизни, страницы творчества. М.: Современник, 1984. С. 173-221.

Михайлов О.Н. Юрий Бондарев. М.: Советская Россия, 1976. С. 103-133.

Положий В.И. Концепция героической личности в творчестве Ю. Бондарева. Киев: Наукова думка, 1983. С. 142-190.

Федь Н.М. Художественные открытия Бондарева. М.: Современник, 1988.

С. 69-153.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Идашкин Ю.В. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. М.: Художественная литература, 1983. С. 125-170.

Компанеец В.В. Поиск истины как эстетическая проблема в романе Ю. Бондарева «Берег» // Нравственно-философские искания современной советской литературы. Л.: Наука, 1986. С. 67-82.

Бузник В.В. След на земле: О «нравственной философии» романа Ю. Бондарева «Берег» // Русская литература. 1979. № 3. С. 3-16.

9. ПОВЕСТЬ «ЦАРЬ-РЫБА» В.П. АСТАФЬЕВА (1924-2001)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Философское осмысление темы «человек и природа». Связь проблем экологии с проблемами мировоззрения современного человека, нравственности и культуры.

2. Особенности композиции и повествования.

3. Нравственно-этическая концепция «Царь-рыбы».

4. Исследование русского национального характераи кризисного состояния общества. Аким и Гога Герцев.

5. Синтез публицистического и лирико-философского начал в повести. Способы выражения авторской позиции.

6. Поэтика произведения, роль символики и фольклора.

С п и с о к л и т е р а т у р ы

О б я з а т е л ь н ы й

Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М.: Высшая школа, 1988.

Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов: Монография. М.: Высшая школа, 2003. С. 184-202.

Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. М.: Просвещение, 1992. С. 93-109.

Макаров А.Н. Во глубине России. Виктор Астафьев // Макаров А.Н. Во глубине России. М.: Современник, 1973. С. 277-340.

Яновский Н.Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1982. С. 212-267.

Д о п о л н и т е л ь н ы й

Ершов Л.Ф. Память и время. М.: Современник, 1984. С. 203-212.

Клитко А.И. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М.: Современник, 1981.

С. 38-49.

Курбатов В.Я. Виктор Астафьев. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1977. С. 8-35.

10. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА