logo
ПШЕНИЦА ОТВЕТЫ

5.. Романтическая поэзия. (э. Багрицкий, н. Тихонов, н. Асеев)

АСЕЕВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1889–1963), русский поэт. Начал как символист, в Москве сблизился с В.Я.Брюсовым, Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С.П.Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с отчетливо футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л.Пастернак).

В том же году в Харькове Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с В.В.Хлебниковым, Д.Д.Бурлюком и особенно с В.В.Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С.М.Третьяков. С 1922 постоянно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ.

Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга Ночная флейта, 1914), интерес к русской народной речи (сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книга Леторей, 1915, совместно с Г.Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее влияние – в поэтике и антибуржуазном мировидении – Маяковского, высоко ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» – в стихотворении Юбилейное) и написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева – в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, – и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха.

Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в мемуарах и путевых записках (Разгримированная красавица, 1928). Асеев – автор также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и т.п.

Умер Асеев в Москве 16 июля 1963.

Тихонов Н. С.

ТИХОНОВ Николай Семенович.

Писать Тихонов начал в 1914, но стал печататься только после Октябрьской революции.

Лирический герой ранних его стихов, данный в абстрактно-условных тонах, носит печать романтического бунтарства, отверженности ("блаженные бродяги перекрестков"); это герой, вступающий в борьбу с устойчивым, косным бытом ("Лавка" и др.).

В цикле своих баллад, сжатых и стремительных по форме, Т. воспевает романтику революционных битв, героизм рядовых бойцов, восхищаясь их простотой и упорством, непоколебимостью и выдержкой.

Смерть на посту, стойкое выполнение революционного долга расцениваются поэтом как высшие достоинства человека революции. Герои его баллад чужды разлада, раздвоенности, они не знают страха перед опасностью, нет предела их героизму ("Мертвые, прежде чем упасть, делают шаг вперед").

Дальнейшее творчество Т. характеризуется "поисками нового героя", героя будней, героя мирного строительства. "Отзвеневшая шпора" ("Поиски героя") символизирует прошедшую эпоху гражданской войны, "прошлого звоны"; поэту нужен "герой неподдельно новый". Этот новый герой — "человек толпы", сапожник, "перемазанный ваксой Марат".

В том же реалистическом направлении идет развенчание поэтом традиционной экзотики Востока:

Ананасы и тигры, султаны в кирасе,

Ожерелья из трупов, дворцы миража —

Это ты наплодила нам басен,

Кабинетная выдумка, дохлая ржа.

("Люди Ширама", 1930)

Одновременно Т. упорно работает над формой стиха, над овладением "сложным словом". Суровый лаконизм ранних стихов, "баллады скорость голая, романтики откос", перестает удовлетворять поэта..

Проза Т. является органическим продолжением его поэзии, поэзии сюжетной и рационалистической по своему характеру. Кроме того в прозе Т. дано дальнейшее развитие намеченной в стихах проблематики: героизм рядового человека ("Клинки и тачанки", "Начатые сыры" и др.), развенчивание честолюбия собственника, крах иллюзий простодушного мечтателя-мещанина ("Река и шляпа", "Анофелес"), противопоставление высокому книжному героизму подлинной каждодневной героики ("Вечный транзит). В прозе Т. также продолжает борьбу с выдуманным литературно-традиционным Востоком ("Рискованный человек", "Кочевники"). Очерки "Кочевники" [1931], являющиеся итогом поездки Т. в Туркменистан, рисуют борьбу среднеазиатских народов за социалистическое переустройство своей жизни, героические будни советского Востока.

Особняком в прозе Т. в отношении тематики стоит его книга "Война" [1931], раскрывающая, как пишет автор в предисловии, "в небольшом условном повествовании, сбивающемся подчас на хронику, несколько трагических эпизодов так называемой газовой и огнеметной войны" с целью "...разоблачения подготовки будущей войны против Советского Союза". Эта книга, имеющая несомненное положительное значение в смысле постановки оборонной темы в нашей лит-ре, написана в несколько абстрактно-аллегорическом плане.

Своеобразие тихоновской прозы заключается прежде всего в сюжете его произведений, построенном обычно на исключительных, эксцентрических ситуациях, на случайных совпадениях, стирающих грань между реальностью и фантастикой. Соответственно этому и реалистический облик героя дается иногда в гротескном плане. Реалистические тенденции отчетливее всего сказались в так наз. бессюжетной прозе Т. — в частности, в очерках "Кочевники".

Последние книги Т. — "Стихи о Кахетии" [1935], посвященные людям и природе советского Кавказа, и "Тень друга" [1936] — стихи о Западной Европе, в к-рой поэт в образе "безработного", "молодого подпольщика", кузнеца и рыбака на "баррикадах Вены" узнает своего друга по борьбе за революцию ("Но в тенях ночи запада / Тень друга я угадывал...").

В этих последних сборниках Т. достигает значительно большей реалистической четкости, выразительности стиха и во многом изживает формальную усложненность предшествующих произведений. Прежняя рассудочность его поэзии заменяется лирической эмоциональностью, особенно в "Стихах о Кахетии", передающих сочный местный колорит.

В последние годы [1933—1937] привлекали внимание тихоновские переводы произведений современных грузинских поэтов на русский язык (см. "Стихотворения и поэмы в одном томе").

Т. кроме того выступает как теоретик и критик советской поэзии (доклады на поэтических совещаниях, на 1-м Всесоюзном съезде писателей, на Парижском конгрессе защиты культуры и т. д.).