logo
ПШЕНИЦА ОТВЕТЫ

9. Поэтическое новаторство в. Маяковского («Приказы по армии искусств», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором», «Во весь голос»).

Маяковский выходит на поэтическую арену в сложный, переломный для России период. Атмосфера накалена до предела. В искусстве, словно в зеркале, отражаются эти сложные общественные процессы. В этом один из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной культуры, эпатажем мещанского быта, чуть ли не религиозным культом техники и современной индустрии и ее сверхчеловеческой мощи.

Маяковский видит "неизбежность крушения старья" и средствами искусства предвосхищает грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества". "Рваться в завтра, вперед!" -- вот его девиз.

Поэзия

-- вся! --

езда в незнакомое.

Это незнакомое, непознанное становится предметом его стихотворчества. Он широко использует прием контрастов: мертвые предметы оживают в его поэзии и становятся более одушевленными, чем живые. Поэзия Маяковского с ее урбанистически-индустриальным пафосом противопоставляет образ многотысячного современного города с его оживленными улицами, площадями, гудящими автомобилями -- картинам природы, которая представляется ему чем-то косным и безнадежно мертвым. Поэт готов расцеловать "умную морду трамвая", он воспевает городской фонарь, который "снимает с улицы синий чулок", тогда как луна у него -- "дряблая", "никому не нужная", а сердце девушки безжизненно, как будто "выварено в йоде".

Маяковский любит контрасты. Красивое уживается у него с безобразным, высокое -- с низким: "Проститутки, как святыню, меня понесут и покажут Богу в свое оправдание". Все его стихи носят глубоко личный характер, он присутствует в каждом из них. И это конкретное присутствие становится точкой отсчета, системой координат в безудержном потоке его воображения, где смещены время и пространство, где великое кажется ничтожным, а сокровенное, интимное разрастается до размеров вселенной. Одной ногой он стоит на Монблане, другой -- на Эльбрусе, с Наполеоном он -- на "ты", а его голос ("орание") заглушает громы.

Он -- Господь Бог, который творит свой поэтический мир независимо от того, понравится ли кому-нибудь его творение. Как дерзкий вызов и "пощечина общественному вкусу" звучат строки из стихотворения "Нате!":

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется -- и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я -- бесценных слов транжир и мот.

Маяковскому свойственно совершенно новое видение мира, он словно выворачивает его наизнанку. Привычное предстает в его поэзии странным и причудливым, абстрактное становится осязаемым, мертвое -- живым, и наоборот: "Слезы снега с фла-жьих покрасневших век"; "Прижались лодки в люльках входов / к сосцам железных матерей".

Поэзия Маяковского говорит не только языком образов и метафор, но и широко использует звуковые и ритмические возможности слова. Ярким примером служит стихотворение "Наш марш", где буквально слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш Бог бег.

Сердце наш барабан.

Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней. Он стал рупором идей и настроений эпохи. Его стихи -- "оружие масс", он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами.

Для нового содержания Маяковский ищет новую, соответствующую ему форму. Ритмика, рифма, лексика, синтаксис стиха подчинены одной цели: дать ему максимальную эмоциональную выразительность В цикле “Стихи об Америке” мы читаем: “ваши статишки”, “сотня этажишек” — уменьшительные суффиксы становятся уничижительными; добавьте к этому разговорный оборот “втереть очки” и новообразование “его препохабие” — и перед нами картина жизни, по отношению к которой каждый советский человек чувствует себя превосходно.

Особую экспрессивную нагрузку выполняет рифма. Ее задача — придать смысловую и интонационную законченность отрезку стиха, усилить и закрепить эмоциональное воздействие слова, вернув читателя к уже прочитанному.

Поэтическое наследие Маяковского велико и неоднозначно. В него входят и такие шедевры, как “Послушайте!”, “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”, “Облако в штанах”, и стихи на злобу дня, один этот день и жившие. Многое в творчестве Маяковского сложно, а порой и невозможно принять. Но, оценивая его произведения, следует помнить, что поэзия — факт биографии, и создается она по тем же законам, что и окружающая действительность. Время, когда жил Маяковский, — время многих катаклизмов в судьбе страны, время поиска новых путей ее развития, и оно наложило свой отпечаток на творчество поэта. В попытках добиться предельного уровня экспрессии, который отвечал бы новому жизненному содержанию — будь то любовь, политика, искусство, — Маяковский создает свой, оригинальный творческий метод. Своей целью автор поставил писать “так же хорошо, но о другом” — с акцентом на “хорошо”, в данном случае. То, что он оставил после себя — новое, несомненно, талантливое, — доказывает, что поэт добился осуществления задуманного.