Кружок Уманского
Олег Шахматов, бывший военный летчик, способный музыкант и человек с авантюрной жилкой, был лет на шесть старше Иосифа. Они встретились случайно в 1957 году в редакции ленинградской молодежной газеты «Смена», куда и тот и другой пришли показать свои стихи. С детства питавший слабость к авиации Иосиф сошелся с Шахматовым довольно близко. Шахматов познакомил его с Александром Уманским118. Уманский был богато одаренным дилетантом – он сочинял фортепьянные сонаты и статьи об элементарных частицах, писал трактаты по политической философии, увлекался оккультными науками, серьезно занимался индуизмом и практиковал хатха-йогу. Судя по воспоминаниям знакомых, Уманский обладал значительной харизмой и вокруг него всегда был кружок молодежи, включавший тех, кому хотелось обсуждать «вечные вопросы» вне узких рамок официальной идеологии, художников и музыкантов нонконформистского толка. Эти молодые люди были студентами или работали на случайных работах, но главным содержанием их жизни было раздобывание в то время труднодоступных книг по восточной философии и эзотерическому знанию и разговоры по поводу прочитанного. Наркотиками в этой среде еще не баловались, но выпивали и в подпитии нередко устраивали всякие дерзкие проделки (Бродский никогда не употреблял наркотиков, а пил, по крайней мере по меркам своего ленинградского окружения, весьма умеренно).
Из членов этого сугубо неформального кружка Бродский на всю жизнь сдружился с Георгием Гинзбургом-Восковым, «Гариком». А вот Уманский недолюбливал Бродского, отказывая ему в поэтическом даровании. В те годы (1958–1961) Бродского притягивала к Уманскому возможность поговорить на метафизические темы, но к моменту ареста он уже относился к лидеру кружка критически, полагал, что чрезмерное увлечение Уманского индийской философией, в которой «слишком многое построено на отрицании», вырождается в бесплодный нигилизм и, по существу, безверие. Если в «Исааке и Аврааме» есть прямые следы уроков эзотерики, полученных в кружке Уманского119, то в более поздних произведениях шестидесятых годов встречаются резкие полемические выпады против того мистицизма, которым там увлекались:
...Дружба с бездной
представляет сугубо местный
интерес в наши дни. К тому же
это свойство несовместимо
с братством, равенством и, вестимо,
благородством невозместимо,
недопустимо в муже.
Иначе – верх возьмут телепаты,
буддисты, спириты, препараты,
фрейдисты, неврологи, психопаты.
Кайф, состояние эйфории,
диктовать нам будет свои законы.
Наркоманы прицепят себе погоны.
Шприц повесят вместо иконы
Спасителя и Святой Марии.
«Речь о пролитом молоке» (1967; КПЭ)
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
«Два часа в резервуаре» (1965; ОВП)
- Мир Бродского: предварительные замечания
- О пользе поэзии
- Возможно ли жизнеописание поэта?
- Глава I Петербуржец Родина Бродского
- Родители
- Первые впечатления (война)
- Врожденные особенности
- Город как средство воспитания
- В школе
- Городские окраины
- Образованность Бродского
- Бродский как еврей
- Глава II Разнорабочий Первые работы
- В экспедициях
- Социальный статус молодого Бродского
- Круг чтения в юности
- Польские веяния
- Модернизм
- Знакомство с поэзией
- Ленинградская поэзия в конце пятидесятых
- Юношеские стихи Бродского
- Начало преследований
- Кружок Уманского
- Самаркандский эпизод
- Глава III Ученик Формирование стиля
- Борис Слуцкий
- Ленинградские литературные кружки
- Евгений Рейн: искусство элегии
- Знакомство с Ахматовой
- Марина Басманова и «Новые стансы к Августе»
- Глава IV Тунеядец Annus mirabilis, 1964–1965: идеология
- Преследования Бродского в Ленинграде
- На Канатчиковой даче. «Песни счастливой зимы»
- Арест и предварительный суд
- На Пряжке
- Движение в защиту Бродского и международная известность
- В тюрьме
- Глава V Посвященный Annus mirabilis, 1964–1965: ссылка в Норенскую
- Бродский и Басманова в 1964–1965 годах
- Англо-американская поэзия
- Озарение в Норенской
- Борьба за возвращение Бродского из ссылки
- Глава VI Поэт После ссылки: 1965–1972
- Бродский и московские литераторы
- Попытка издания книги стихов в Ленинграде
- «Остановка в пустыне»
- Две поэмы (1): «Исаак и Авраам»
- Две поэмы (2): «Горбунов и Горчаков»
- Отъезд из ссср
- Глава VII
- Мир глазами Бродского (вступление)
- Поэзия и политика
- Чувство родины
- «Азия» в мире Бродского
- Вопросы веры
- Мир глазами Бродского (заключение)
- Экзистенциализм
- Глава VIII Американец Прибытие на Запад: Оден
- Бродский в Америке
- Карл Проффер и «Ардис»
- «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи»: философия просодии
- «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи»: издание
- Бродский на кафедре
- Путешествия
- Круг друзей и недругов
- «Невстреча»: Бродский и Набоков
- Бродский и Солженицын обращаются к Америке
- События в Афганистане и Польше
- Бродский и Солженицын
- Глава IX Лауреат Слава и деньги
- Политика и нравы американских кампусов
- Эротическое у Бродского
- «Урания»
- Бродский на английском
- Эссеистика
- Нобелевская премия
- Глава X Невозвращенец
- Перемены на родине
- «Демократия!» и другие актуальные произведения
- Деятельные годы, 1990–1995
- Болезнь
- «Бытие-к-смерти» в стихах Бродского
- От автора
- Хронология жизни и творчества и. А. Бродского (Составлена в. П. Полухиной при участии л. В. Лосева)
- Литература и принятые сокращения
- Фотоальбом