Лирика Пушкина
В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств. Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина. Юношеское стихотворение "Желание", написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее. Мне дорого любви моей мученье - Пускай умру, но пусть умру любя! Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения. Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении "Редеет облаков летучая гряда..." В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви. Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины. Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра "Я помню чудное мгновенье". Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, "мрак заточенья", однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с "гением чистой красоты" совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении "Мадонна", посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении "Я вас любил". Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой "угасла не совсем", благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.
- Основные черты русской литературы 1 половины 19 века
- Эст. Нравст. Воспитательно-познавательная роль в 1 пол. 19 века
- Романтизм в рус. Лит-р первой половины 19 в
- Реализм
- Темы дворянства
- Темы маленького человека
- Общая характеристика литературы 1800-1815гг
- Общая характеристика литературы 1815-1825гг
- Общая характеристика литературы 1825-1842гг
- Натуральная Школа русской литературы
- Направления
- Белинский о натуральной школе
- Темы Петербурга
- Основные периоды творчества Пушкина
- Общая характеристика творчества Лермонтова
- Основные периоды творчества Гоголя
- Изучение творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя в отечественной литературе
- Творчество Жуковского
- Творчество Батюшкова
- «Цыганы», «Евгений Онегин» Цыганы
- Евгений Онегин
- Лирика Пушкина
- «Горе от ума»
- Басни Крылова
- «Медный всадник» Медный всадник
- Лирика Лермонтова
- «Герой нашего времени» как роман соц-психологич
- «Герои нашего времени» — социально-психологический роман
- Женские образы в романе «Герой нашего времени»
- Творчество Катенина «Ольга», «Горев»
- Изображение народного характера в «Вечера на хуторе»
- Общая характеристика сборника «Миргород»
- Мастерство Гоголя в создании сатирических образов в «Мертвых душах» на примере одной главы о помещиках
- Чичиков "Захваченность богатством" (Зеньковский)
- Петербургские повести Гоголя
- Действующие лица
- История создания
- Поэтика повести
- Критика
- Повесть Гоголя и психиатрия
- Цитаты и реминисценции из «Записок сумасшедшего»
- Идейно-художественное своеобразие Герцена «Кто виноват»