Реализм
В 30-40-е годы 19 века сначала в русской , а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма .
Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. Если проследить весь исторический путь реализма , он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.
Философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. Писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. Мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших задач своего искусства. В этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму . Писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. Художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. Свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.
Объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. В единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.
Писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. Пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.
Основой эстетического идеала была великая идея гуманизма, идя свободы и независимости личности человека, любви и уважения к нему, признание за человеком права на счастье здесь, на земле, а не в потустороннем мире.
Критика в реализме опиралась на глубокий, проникнутый трезвым взглядом анализ жизни. Внутренняя потребность реалистического художественного познания состоит в стремлении взять то или иное событие в связи с другими, взять его как можно шире, многосторонне, во всех его проявлениях, на всех его уровнях, почувствовать развитие, переходы, воспринять весь мир как живое, во времени развивающееся бытие.
Народность как эстетическая категория теперь определялась, прежде всего, требованием воссоздания национального характера народа в историческом его развитии, в изображении судеб народных через образы типических его представителей. Необходимо понимание тех социально-исторических форм, в которые отливалась жизнь народа в данную эпоху.
Личность изображается всесторонне, характер человека, его внутреннего мира.
Характер выступает как типический. Поступки и поведение человека обусловлены характерологически, соответствуют особенностям внутреннего мира человека. Эта обусловленность не нарушается вмешательством потусторонних сил или воли самого автора. Социальный характер дается через всю совокупность черт личности и поведения героя в их социальной обусловленности.
Типические обстоятельства представляют собой известные жизненные коллизии и конфликты, которые развиваются и решаются без участия сверхчувственных, иррациональных сил.
Процесс жизни изображается как исторический процесс.
Внутренний мир человека подчинен законам истории. Чаще всего характер изображается в процессе развития.
Реализм окончательно разрушил иерархию жанров эпохи классицизма. Большое значение приобретает проза, которая обладает возможностями в охвате жизни, ее социально-историческим анализом, в воздействии на широкий, более демократический мир, круг читателей, на интеллектуальное, в целом духовное развитие человечества.
Реализм в лирике проявился в расширении сферы лирического творчества, эмоциональном обогащении лиризма. Появляются образы действительного окружения поэта – человеческого, бытового, природного.
Важно единичным, данным жизнью фактам придать значение общего, типичного, воссоздаваемого в художественных образах. Громадную роль в произведении играет деталь.
Развитие реализма в 20-30-е годы 19 века выразилось в обогащении критической палитры писателя, которые вводили в литературу юмор, иронию, сатиру.
В 30-е годы реализм взаимодействовал с романтизмом и находился с ним в теснейших связях.
Черты литературного направления
- Герой реализма – типический характер.
- Изображаются типические обстоятельства. Жизнь как исторический процесс.
- Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма
- Сюжет фиксирован
- Приятие обыденного
- Стремление к «правде жизни».
- Объективное изображение действительности
Представители
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь
- Основные черты русской литературы 1 половины 19 века
- Эст. Нравст. Воспитательно-познавательная роль в 1 пол. 19 века
- Романтизм в рус. Лит-р первой половины 19 в
- Реализм
- Темы дворянства
- Темы маленького человека
- Общая характеристика литературы 1800-1815гг
- Общая характеристика литературы 1815-1825гг
- Общая характеристика литературы 1825-1842гг
- Натуральная Школа русской литературы
- Направления
- Белинский о натуральной школе
- Темы Петербурга
- Основные периоды творчества Пушкина
- Общая характеристика творчества Лермонтова
- Основные периоды творчества Гоголя
- Изучение творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя в отечественной литературе
- Творчество Жуковского
- Творчество Батюшкова
- «Цыганы», «Евгений Онегин» Цыганы
- Евгений Онегин
- Лирика Пушкина
- «Горе от ума»
- Басни Крылова
- «Медный всадник» Медный всадник
- Лирика Лермонтова
- «Герой нашего времени» как роман соц-психологич
- «Герои нашего времени» — социально-психологический роман
- Женские образы в романе «Герой нашего времени»
- Творчество Катенина «Ольга», «Горев»
- Изображение народного характера в «Вечера на хуторе»
- Общая характеристика сборника «Миргород»
- Мастерство Гоголя в создании сатирических образов в «Мертвых душах» на примере одной главы о помещиках
- Чичиков "Захваченность богатством" (Зеньковский)
- Петербургские повести Гоголя
- Действующие лица
- История создания
- Поэтика повести
- Критика
- Повесть Гоголя и психиатрия
- Цитаты и реминисценции из «Записок сумасшедшего»
- Идейно-художественное своеобразие Герцена «Кто виноват»