"Все звуки светятся, и все цвета звучат…" (Анализ звукоцветовых соответствий в стихотворении Д. Гореванова "Байкал")

научная работа

Введение

«Я ловил соответствие звука и цвета…». А.Тарковский

Любое исследование начинается с удивления.

Наверное, вы бы удивились, если вас спросили: «Какого цвета звук И?»

Еще большее недоумение вызовет у любого человека стихотворение В. Шапиро:

Я вижу яркий свет, когда кричат,

Я слышу крик, свет яркий созерцая.

Все звуки светятся, и все цвета звучат.

И ныне я их тайны раскрываю.

А - красная рубаха палача,

А - ахает толпа, на казнь взирая.

Ы - чёрный бык, мычащий по ночам,

О - осень, крона клёна золотая.

Е - это свежесть молодого лета.

Зелёный переплёт Есенина и Фета.

И - птичий свист над синею рекой.

У - это грустный свет её зелёно-синих

Очей её, глубоких, как пучина.

У - это гулкий цвет волны морской.

«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно «окрашены» в восприятии всех носителей языка?» - спросит читатель.

Эти и другие вопросы взволновали меня, когда я стал читать книгу Журавлёва А.П. «Звук и смысл». Многое мне показалось неправдоподобным, и я решил провести эксперимент на нескольких группах в Лицее. В случае, если теория, излагаемая в книге подтвердится, я продолжу работу - попытаюсь провести исследование «стихоцвета» на примере любого стихотворения (позже выбрала стихотворение Д. Гореванова «Байкал».)

Объект исследования - стихотворение Дмитрия Гореванова «Байкал».

Предмет исследования - звуковой строй стихотворения Д. Гореванова «Байкал».

Цель исследования - выявить фонетические особенности (ассонанс) и их влияние на создание образа Байкала (Звукоцветовые соответствия).

Задачи:

- изучить научную литературу по данной теме;

- проанализировать использование ассонанса для создания языковой выразительности, образности (просчитать, в какие цвета окрашена каждая строфа этого стихотворения);

- объяснить, как автор вызывает интерес к родной земле.

Методы исследования:

· Метод анализа научной литературы

· Метод анкетирования

· Метод эвристического исследования («стихоцвет» - звукобуквенный анализ стихотворения).

Делись добром ;)